Беловежская пуща должна стать духовно белой!

Обращение к национальной и международной общественности!

В конце сентября 2009 г. в стране грандиозно празднуется замечательная историческая дата – 600-летие со дня принятия первых природоохранных актов в Беловежской пуще. Или, по-другому говоря, 600-летие охраны Беловежской пущи, как правильно записано поляками. Но никак не 600-летие заповедного режима Пущи, как сформулировано и разрекламировано в Беларуси, потому что само понятие «заповедность» возникло исторически значительно позже. Оно появилось благодаря работам таких великих российских мыслителей и основоположников заповедного дела как В.В. Докучаев, Д.Н. Анучин, Г.О. Кожевников, А.П. Семенов-Тянь-Шанський, В.И. Талиев и других лишь в конце XIX - начале XX веков. А в далеком 1409 году польский король Ягайло (тогда Пуща находилась в его частных владениях) издал указ, в котором охота на крупного зверя отныне дозволялась только ему и его двоюродному брату, литовскому князю Витовту. Остальным разрешалось промышлять мелкую дичь и птицу. Также ограничивались рубка леса и вход в Пущу. С этого события и началось обретение Беловежской пущей охранного статуса, который то снимался, то опять возобновлялся, то периодически менялся. В настоящее время - это национальный парк (с 1991 г.), биосферный заповедник (или, если более точно переводить с английского, биосферный резерват) (с 1993 г.) и Всемирное наследие человечества (с 1992 г.). Но даже сегодня о заповедности и настоящем заповедном режиме Беловежской пущи, к сожалению, пока говорить еще рано.

Тем не менее, благодаря событию 600-летней давности Беловежская пуща получила специальный охранный статус и особое отношение правителей, где они преимущественно отдыхали и охотились. Определенные ограничения и запреты для остальных людей, действовавшие с небольшими перерывами на протяжении 600 лет, сыграли положительную роль – Беловежская пуща дожила до наших дней. Благодаря этому мы можем ею любоваться и сохранять для своих потомков. В то время как другие пущи были вырублены и уничтожены…

Однако неверно думать, что Беловежская пуща на протяжении всех 600 лет сохранялась как уголок первозданной, нетронутой, дикой природы и как уникальный, реликтовый, первобытный, старовозрастной лес, то есть с позиций современного заповедного дела и классической заповедной концепции / науки. Отнюдь нет! Наоборот, Пуща в той или иной форме эксплуатировалась все эти 600 лет, когда меньше, когда больше. По-настоящему в заповедном статусе, как государственный заповедник с соблюдением настоящего заповедного режима, она просуществовала лишь 13 лет (из 600!) – с 1944 по 1957 года, который после этого был реорганизован в Государственное заповедно-охотничье хозяйство (1957 – 1991 гг.).

В результате этого мы получили в наследие вовсе не ту дремучую и первобытную Беловежскую пущу, которую еще успел воспеть Николай Гусовский в своей поэме «Песня о зубре» пять веков назад (1523 г.). Сегодня мы имеем уже иную Беловежскую пущу – хотя и сохраненную как лесную территорию, как остаток древнего старого леса, но в значительной степени утратившую свой первозданный облик, деградированную, заэксплуатированную. Беловежская пуща как пуща, как дикий, первобытный, реликтовый лес, быстро теряет свою уникальность и медленно умирает. Она меняется, трансформируется, на наших глазах превращается в нечто иное, менее ценное, в обычный лес. Элитные и коммерческие охоты, рубки леса, мелиорация, высокая численность копытных животных (съедающих молодое поколение пущанского леса), искусственные лесопосадки, освоение территорий и сельское хозяйство – всё это было на протяжении 600 лет! И всё это работало против Великого Беловежского Леса!

Таким образом, говорить сегодня, что мы сохранили Беловежскую пущу, можно лишь в определенном контексте. Мы должны понимать под этим, что человечество особым, менее губительным способом ее эксплуатировало и очень медленно, в сравнении с другими пущами, ее убивало. Мы не столько сохранили Беловежскую пущу, сколько просто не успели убить ее! И мы продолжаем убивать ее, используя своеобразные «природоохранные» технологии и прикрываясь при этом красивыми словами о заповедности и громкими празднованиями!

А что на самом деле? Беловежская пуща, как древний, первобытный, реликтовый лес и уникальный природный комплекс с богатейшим биоразнообразием, своего рода «тропики» Европы, медленно умирает, становится обыкновенным лесом. И происходит это по вине людей, которым история сегодня доверила сохранять и управлять этим лесом, а также из-за безразличного отношения общества в целом.

Совсем недавно, в 2001 году общественности ценой грандиозного скандала удалось остановить попытку администрации национального парка (кстати, до сих пор работающей здесь!) внедрить сплошные санитарные вырубки на охраняемой территории под предлогом борьбы с короедами. Рубки планировались по технологии обычного лесхоза, с последующей посадкой деревьев рядочками. А ценная древесина должна была поставляться для крупного лесозавода, находящегося в собственности национального парка. Таким образом, умышленно планировалось взять из Беловежской пущи много ценного леса, а саму Пущу превратить в хозяйственный лес. Не удалось. Однако удалось другое:

В итоге, Беловежскую пущу подвели к опасной черте, когда двигаться вниз больше некуда, впереди пропасть под названием смерть Беловежского Первобытного леса.

Как могло случиться так, что в начале 21 века в центре цивилизованной Европы мы стали свидетелями такого огромного по масштабам бедствия, акта вандализма над природной Святыней, над Мировым наследием человечества, поставившего его на грань гибели? Ответ прост: потому что сегодня Беловежской пущей управляют безкультурные, безнравственные, аморальные, духовно черные личности, к тому же профессионально малограмотные. Потому что на протяжении всей 600-летней истории правители Беловежской пущи, как правило, думали прежде всего об удовлетворении своих эгоистических желаний, прихотей и удовольствий, а сохранение Беловежской пущи служило этому удовлетворению, то есть было вторичным. Беловежская пуща не сохранялась с позиций гуманизма, святости и благоговения перед дикой природой, наконец, правил и принципов заповедного дела, законов экологической науки. На первом плане были чисто материальные, меркантильные цели, природопользование подмяло под себя охрану и сохранение, потребительство было и остается выше духовности. Кульминация этого противоречия наступила сейчас, когда Беловежская пуща попала в руки умелых и бездуховных дельцов от президентской администрации…

Что нужно? Сказать твердое «Да» заповедности Беловежской пущи и осуществить соответствующие для этого цельные, полномасштабные, комплексные мероприятия. Необходимы качественные, радикальные изменения почти во всем, что касается управления Беловежской пущей. Половинчатые шаги и меры или небольшие, косметические улучшения существующей ситуации уже недостаточны. Иначе мы просто потеряем остатки того уникального, что сегодня еще осталось от Беловежского леса.

Если подходить объективно, надо с удовлетворением и даже благодарностью признать, что правительством Беларуси в этом направлении сделаны некоторые шаги. Так, в 2004 году для восстановления подорванного администрацией национального парка природоохранного имиджа Беларуси, под нажимом общественности и при непосредственном участии экспертов ЮНЕСКО было осуществлено беспрецедентное для того времени решение – заповедная зона расширена вдвое, с 15,7 тыс. га до 30,0 тыс. га с объединением отдельных, разрозненных ее участков в единый массив. В 2008-2009 годах, опять же под нажимом общественности и для восстановления действия Диплома Совета Европы, разработан и публично представлен план управления национальным парком «Беловежская пуща». И, наконец, в 2007 году Президент подписал распоряжение о праздновании 600-летия заповедного режима в Беловежской пуще, а ЮНЕСКО внесло эту дату в Список памятных дат. Правительством составлен план мероприятий по подготовке к празднованию и выделено финансирование в эквиваленте около 30 млн. долларов США. К этому событию также планировалось в 3 раза расширить заповедную зону национального парка с таким расчетом, чтобы охватить ею всю историческую часть Беловежской пущи.

Через 2 недели состоится официальное празднование 600-летней годовщины Беловежской пущи. Запланирована и уже частично выполнена грандиозная программа празднования. Проведена большая работа по ремонту и реконструкции административного центра национального парка - деревни Каменюки, внешний вид которой за последнее десятилетие пришел в полный упадок, а также туристического центра, дорог и населенных пунктов внутри Пущи. Национальный парк, благодаря вниманию руководства страны и огромным финансовым влияниям, воистину преобразился, действительно стал образцом и туристической жемчужиной Беларуси.

Однако, к сожалению, радикальные изменения пока только внешние. Ибо внутренне в Беловежской пуще почти ничего не изменилось. Здесь правят те же безнравственные, аморальные и духовно черные личности, своего рода местные князьки, которые еще недавно бешеными темпами уничтожали эту же самую Пущу. Местное население до сих пор испытывает притеснения и гонения. Дом культуры 8 лет назад был заброшен, а затем взорван и вывезен на свалку. В национальном парке продолжается кадровая «чехарда». Всё пропитано атмосферой тотального страха и временщины. Нетерпимость к иному мнению давно стала нормой. О соблюдении прав человека и законности говорить не приходится, так как всё осуществляется не столько по закону, сколько по собственным понятиям, благодаря покровительству «верхов». В природоохранном учреждении, каковым является Национальный парк «Беловежская пуща», установлен режим закрытости и секретности, порой не ниже, чем на военном объекте. Получить обычную экологическую информацию в рамках Орхусской конвенции "О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды", подписанной Беларусью, не представляется возможным. Администрация отвечает, что национальный парк не является государственным органом, который должен предоставлять гражданам такую информацию (?!). Общественный контроль всячески блокируется. Самые нежелательные посетители на территории нацпарка – «зеленые», независимые экологи и журналисты. Фотоаппарат в их руках рассматривается администрацией как «страшное оружие». Задержания, выдворения, запреты, угрозы, гонения стали обычной практикой для руководства парка, которое категорически отказывается идти на диалог со своими оппонентами.

Экологическое просвещение, как основанная задача любого национального парка, здесь фактически превращено в «экологическое» развлечение. Уровень экскурсий местных гидов в большинстве настолько низкий, что повергает специалистов-экологов в ужас. Произошла подмена: вместо преобладания рекламы и проповедования Беловежской пущи как уголка дикой природы с ее реликтовыми сообществами, флорой и фауной, а также задач ее сохранения, центральное место отведено дешевому шоу под названием «Белорусский Дед Мороз». Хотя всё должно быть как раз наоборот. Так происходит потому, что туризм и экопросвещение ориентированы здесь исключительно на зарабатывание денег, причем осуществляемое с минимальными усилиями. В таких условиях то новое экологическое знание, с которым должен уезжать из Пущи турист, мало кого интересует.

То, что уже много лет происходит в Беловежской пуще, можно назвать одной фразой – дикое средневековье. Это – позор страны, позор ее правительства и президента лично! И в таких условиях Беларусь развивает в Пуще международный туризм? Ведь бездуховность, ставшую нормой для руководства Беловежской пущи, не прикроешь никакими красивыми фасадами и грандиозными праздниками.

Что делать? Образно говоря, руководство страны сделало в Беловежской пуще шаг одной ногой – инфраструктура национального парка обновлена радикально. Замечательно! Отгремят праздники и нужно сделать шаг второй ногой – к управлению Беловежской пущей должны прийти совершенно иные, духовные, нравственные и моральные люди. Одновременно необходимо радикально изменить отношение к сохранению Беловежского реликтового леса – перейти от псевдо-охраны к истинному заповеданию, как того неотложно требует ситуация и время. Беловежская пуща должна стать по-настоящему заповедной! Для этого необходимо выполнить обещание, данное 2 года назад, которое до сих пор не сделано, - расширить заповедную зону на всю историческую часть Пущи!

Нынешние бездуховные управленцы из национального парка, закаленные на уничтожении белорусских заповедных территорий и опозорившие природоохранный имидж Беларуси, должны быть отправлены на «свалку» истории, как неспособные правильно и разумно управлять природой и по-человечески относиться к людям. Ибо палач не может стать праведником. Рожденный ползать не полетит. Если этого не произойдет, у Беловежской пущи не будет будущего…

ОБРАЩАЮСЬ КО ВСЕМ ПРОГРЕССИВНЫМ И НЕБЕЗРАЗЛИЧНЫМ ЛЮДЯМ БЕЛАРУСИ И ВСЕХ СТРАН МИРА. Однажды, в 2003 г. нам уже удалось коллективными усилиями остановить незаконную, подпольную вырубку элитных, живых древостоев Беловежской пущи. Пришло время объединиться еще раз! 600-летие Беловежской пущи – это уникальный шанс повернуть историю Пущи от ее уничтожения к сохранению. Не упустим его! Необходимо донести Президенту Беларуси Александру Григорьевичу Лукашенко очень простую мысль - Беловежская пуща должна стать духовно белой! А также помочь ему набраться мужества и государственной мудрости принять исторически важные решения ради ее спасения.

Только общими усилиями Беловежская пуща может стать духовно белой!

Георгий Козулько
Кандидат биологических наук
Беловежская пуща
9 сентября 2009 г. (09.09.09)
----------------------------------

PS. Чтобы не было иллюзий и сомнений в бездуховности и непрофессионализме нынешних руководителей Беловежской пущи, начиная с сегодняшнего дня, в течение месяца или более, ежедневно мы будем размещать страницы с фото-доказательствами этого и пояснения к ним в разделе «Фотофакт» сайта «Беловежская пуща – 21 век». Тот факт, что за последние 3-4 года в этом разделе почти ничего не размещалось, еще не говорит, что в Беловежской пуще стало все замечательно. Вовсе нет! В условиях, когда на территории Пущи белорусское законодательство и Конституция действуют лишь частично, когда администрации национального парка покровительствует сам Президент и никакие фото-факты, ни предыдущие тысячи фотографий, ни новые, показывающие и доказывающие вредящую Великому лесу деятельность, не принимаются в расчет, мы сочли сделать паузу на несколько лет и накопить новые доказательства. Чтобы быть объективными и непредвзятыми, параллельно мы будем также выкладывать страницы и фотографии обо всём том положительном, что сделано за последнее время в национальном парке.
Хочется надеяться, что эти материалы помогут снять иллюзии, если таковые у кого-то еще имеются, в отношении нынешней администрации национального парка «Беловежская пуща» и при поддержке и небезразличном участии широкой общественности на этот раз руководство Беларуси сделает второй логический шаг – изменит духовность Беловежской пущи с черной на белую!

Приглашаем всех в раздел «Фотофакт» сайта «Беловежская пуща – 21 век».