Объявление о начале Общественной информационной кампании "Псевдо-экологические туризм и образование в Беловежской пуще: А ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ ОБ ЭТОМ?",

посвященной проблемам экологического образования и туризма в Национальном парке "Беловежская пуща".

В последние годы, на фоне непрекращающихся скандалов и разоблачений, связанных с нарушением природоохранного законодательства и слабо обоснованными широкомасштабными вырубками реликтового заповедного леса Беловежской пущи, администрация Национального парка активно развивала туризм. Для этих целей государством выделялись значительные финансовые и материальные средства. В Беловежской пуще были проведены капитальные ремонты инфраструктуры, улучшался сервис, построена резиденция Деда Мороза. Все это, а также постоянная реклама в центральных СМИ и некоторые решения правительства, ограничивающие вывоз детей на отдых за границу, позволили значительно повысить число посетителей Национального парка. Таким образом белорусское государство создает в Беловежской пуще своего рода туристическую модель, которая должна стать образцом и визитной карточкой туристического бизнеса Беларуси.

Казалось бы, нужно только порадоваться такому развитию событий, так как развитие туризма должно стать приоритетным направлением развития Беловежского региона и в перспективе должно заменить интенсивное использование природных ресурсов заповедного леса. Тем не менее, события последних месяцев дают основание усомниться в успешности намеченных правительством планов. Оказалось, что реклама и внешний блеск отремонтированных зданий и витрин скрывают показуху, непрофессионализм, слабость, а зачастую и просто халтуру в организации эколого-туристической и просветительской деятельности Национального парка.

В частности, Гомельские экологи и натуралисты из газеты "Мир животных" после экскурсии в Беловежскую пущу отмечают следующие изъяны туристической и природоохранной сфер:

  1. Музей природы находится в запущенном состоянии, качество его экспонатов зачастую неудовлетворительное, информационное обеспечение экспозиций отсутствует.
  2. Вольеры, в которых содержатся дикие животные, не соответствуют европейским стандартам.
  3. Массовая вырубка деревьев в заповедном лесу и повальное их складирование по пути следования туристических маршрутов превращает Беловежскую пущу с типичным ландшафтом дикого первобытного леса в лесопарковую зону с разреженной древесной растительностью и многочисленными пнями, которые сопровождают туристов на протяжении всей экскурсии. В Парке преобладают типично лесхозовские методы работы, которые разрушают заповедный лес и уничтожает дикую природу.
  4. Сжигание порубочного материала в лесу непосредственно на туристических маршрутах наносит дополнительный ущерб заповедному лесу и его биоразнообразию, а также делает неприглядным внешний вид заповедного леса по пути следования туристов. Хотя сохранение или максимальное ограничение сжигания порубочных остатков полностью согласуется с целями и задачами национального парка и приносит заповедному лесу пользу, так как в этом случае сохраняются многие мелкие животные и почвенный гумус.
  5. Осуществление гидротехнических работ на охраняемой территории без соответствующей экологической экспертизы и обсуждения проекта экологической общественностью.

Гомельские экологи и натуралисты в своем письме в Администрацию Президента делают вывод о том, что охрана заповедного леса, туристическая деятельность и экологическое образование в настоящее время в Беловежской пуще находятся в неудовлетворительном состоянии. И это не смотря на то, что Беловежская пуща находится под надежной охраной государства, которое, как постоянно подчеркивается в выступлениях официальных государственных лиц различного уровня, уделяет пристальное внимание вопросам охраны природы, развитию туризма и экологического образования населения. В Национальном парке ведется деятельность, которую трудно назвать природоохранной и экологической. Важнейшей причиной экологического бедствия в Беловежской пуще, как считают гомельские экологи, является отсутствие Стратегии и Национальной программы по сохранению и управлению этим уникальным уголком природы. Поэтому логично ставиться вопрос: когда в стране появится такая Стратегия и Программа, кто будет ее разрабатывать, проводить экологическую экспертизу, а значит, и нести ответственность за ее удачу или неудачу?


Со своей стороны мы укажем еще на такие изъяны, как:

  1. В Национальном парке отсутствует или игнорируется программа профессионального обучения гидов, что ведет в конечном итоге к недостаточному профессиональному уровню не только экскурсоводов, но и самой администрации, которая ответственна за туристическую сферу.
  2. Экскурсионное обслуживание ориентировано не столько на экологическое образование и просвещение, сколько на развлечение туристов, в том числе с помощью анекдотов, баек и не относящихся к теме рассказов. В последние годы идея охраны дикой природы и заповедного Беловежского леса подменены сказкой о Белорусском Деде Морозе. Недавно построенная резиденция Деда Мороза, а не заповедный реликтовый лес, превращена в главную "достопримечательность" Беловежской пущи. Соответственно, основной поток туристов и экскурсионный процесс зациклены на этом круглогодичном шоу и развлечении, а основные эколого-образовательные задачи Национального парка отошли на второй план.
  3. Установлена монополия Национального парка на экскурсионный процесс. Число гидов, перечень экскурсионных услуг и возможности для экообразования крайне ограничены. Хотя в польской части Беловежской пущи давно и эффективно функционирует принципиально иная схема проведения экскурсий, где инициатива принадлежит туристическим бюро и частным гидам, а Национальный парк осуществляет лишь контроль за этим процессом.
  4. В Национальном парке практически отсутствует эколого-просветительная литература для туристов, в том числе и о самой Беловежской пуще.
  5. Музей природы не имеет научной основы (базы), так как отсутствуют музейные фонды, научная документация и методические разработки для проведения экскурсий. Поэтому гиды, многие из которых не имеют биологического образования, не получают необходимой помощи от руководства и вынуждены ограничиваться лишь самообразованием. В результате большинство гидов не владеют достаточным экологическим знанием и пониманием заповедного дела и концепции дикой природы. В то же самое время администрация парка, также экологически слабо подготовленная, заинтересована лишь в получении максимальной денежной прибыли, даже если заповедному реликтовому лесу наносится существенный ущерб.

Все выше названные факты свидетельствуют о том, что в действительности туризм и экологическое образование в Национальном парке "Беловежская пуща" в настоящее время страдают серьезными недостатками и изъянами и качественно поставлены не лучше, чем сохранение заповедного Беловежского леса.

Однако, в официальных ответах высоких инстанций основное внимание уделяется не выше указанным недостаткам и проблемам, а "вредным короедам и ветровалам". При этом опять ни слова не говорится о многочисленных случаях нарушения природоохранного законодательства, о неудовлетворительном качестве ведения лесного хозяйства, которое противоречит принципам и нормам заповедной и экологической науки, о бесхозяйственности, неэффективности использования и растрате выделяемых государством денег и т.п. Вместо разработки Стратегии и Программы по сохранению и управлению Беловежской пущей планируется в очередной раз оказать финансовую помощь ГПУ "Национальный парк "Беловежская пуща".

Это свидетельствует о непонимании чиновниками того факта, что основной проблемой Беловежской пущи является системный кризис (!) управления этим природоохранным учреждением. Ведь высокий профессионализм, порядок и ответственность не стали генеральной линией деятельности Национального парка. И никакими деньгами и фасадами не изменить кризисную ситуацию, корни которой кроются в порочности самой системы управления Беловежской пущей, в "секретности" и закрытости этого Национального парка от общественного контроля.


Поэтому

  1. видя тупиковость нынешней ситуации,
  2. понимая истинные причины неудовлетворительного состояния охраны природы, экологического образования и экологического туризма в Национальном парке,
  3. зная пути выхода из затянувшегося кризиса и
  4. предлагая общественности уделить больше внимания проблемам Беловежской пущи с целью снятия с Национального парка режима секретности и завесы показухи,
мы инициируем Общественную информационную кампанию "Псевдо-экологические туризм и образование в Беловежской пуще: А ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ ОБ ЭТОМ?". Мы просим всех людей, неравнодушных к этому уникальному уголку дикой заповедной природы, высказать свое мнение и предложения по поднимаемым проблемным вопросам на ФОРУМЕ САЙТА "Беловежская пуща - 21 век" (http://bp21.org.by/ru/forum/). В последствии мы проинформируем общественность об итогах этой дискуссии и подготовим заключение для ознакомления правительственных органов с широким мнением общественности по проблемам сохранения и управления Беловежской пущей.

Мы уверены, что только рассекречивание деятельности администрации Национального парка "Беловежская пуща" и участие общественности в принятии важных вопросов управления Беловежской пущей являются факторами преодоления нынешней кризисной ситуации и гарантией сохранения этого заповедного уголка - Биосферного заповедника и Всемирного наследия – для наших потомков. Мы уверены, что именно превращение Национального парка "Беловежская пуща" в ПАРК ДЛЯ НАЦИИ, вместо парка для администрации (узкой группы высокопоставленных чиновников), соответствует интересам Беларуси, белорусского народа и мирового сообщества.


Георгий Алексеевич Козулько
кандидат биологических наук
Координатор Проекта "Беловежская пуща – 21 век"
7 декабря 2005 г.

-------
т. (01631) 56-577 (д.)
e-mail: kazulka@tut.by
адрес: пос. Каменюки, Беловежская пуща, Беларусь


Дополнительные материалы по проблеме экологического туризма и образования в Беловежской пуще:

Публикации:

1. Беловежская пуща: путь к научному и нравственному опустошению... Александр САВАРИН, «Мир животных» (Гомель), № 8, август, 2005 (http://bp21.org.by/ru/art/a050831.html)

2. Итоги поездки в Беловежскую пущу и отзывы участников экскурсии. Наталья СЛЯДНЕВА, «Мир животных» (Гомель), № 8, август, 2005 (http://bp21.org.by/ru/art/a050831a.html)

3. Дикая природа и туризм. Совмещаются ли они в Беловежской пуще? Георгий КОЗУЛЬКО, «Брестский курьер», № 33, 11.08.2005 (http://bp21.org.by/ru/art/a050811.html)

Обращения:

1. Открытое письмо в администрацию Президента Республики Беларусь "О состоянии туризма в Беловежской пуще", написанное Гомельскими экологами и читателями газеты "Мир животных" (Гомель), № 9, 10 сентября 2005 г. (http://bp21.org.by/ru/docs/minp_p1.html)

Фотофакт:

1. Демонстрация антиэкологической политики национального парка приезжающим туристам, 2004 г. (http://bp21.org.by/ru/ff/foto34.html)

2. Резиденция Деда Мороза - нарушение законодательства и экологического планирования (http://bp21.org.by/ru/ff/foto42.html)

3. Пустующие экологические тропы (http://bp21.org.by/ru/ff/foto43.html)

4. Туристический комплекс и разрушение пущанских традиций (2001 - 2003 гг.) (http://bp21.org.by/ru/ff/foto27.html)

5. «Окультуривание» леса и уничтожение растений-краснокнижников, 2004 г. (http://bp21.org.by/ru/ff/foto33.html)

Ведомственные ответы:

1. Ответ из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на письмо Редакции газеты "Мир животных". 06 октября 2005 г. (http://bp21.org.by/ru/docs/minp_o1.html)

2. Ответ из Администрации Президента Республики Беларусь на письмо Редакции газеты "Мир животных". 31 октября 2005 г. (http://bp21.org.by/ru/docs/udp_bp.html)