ИСКУССТВЕННЫЕ ПОСАДКИ В МЕСТАХ ВЫРУБКИ РЕЛИКТОВОГО ЛЕСА (2004 г.), ПРОДОЛЖЕНИЕ

Нарушения: Нарушены статьи 25 и 27 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях и объектах»; статья 55 Лесного кодекса Республики Беларусь; статья 62 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»; нарушение экологического равновесия в заповедном лесу; нанесение ущерба биологическому разнообразию.

События, факты, документы и свидетельства: В 2003 году в Беловежской пуще внедрена практика проведения массовых искусственных посадок лесных культур (сосны и дуба) с нарезанием борозд отвальным плугом на вырубленных короедных очагах и изреженных участках охраняемого леса. Об этом подробно описано на странице «Искусственные посадки в местах вырубки реликтового леса (весна 2003 г.)». В 2004 году эта практика продолжена. Причем ПЛОЩАДИ ПОСАДОК УВЕЛИЧИЛАСЬ. В 2003 году засажено 156 гектар, преимущественно в местах буреломов. В 2004 году лесопосадки сделаны на бывших короедных очагах на площади 180 гектаров.

Многие специалисты и ученые выступают против таких способов лесовосстановления, так как видят в этом серьезную угрозу для сохранения Беловежского реликтового леса. Тем более, что никакого научного обоснования для проведения в Беловежской пуще массовых работ оп искусственному лесовозобновлению с применением лесхозовских методик нет. Об этом было сделано соответствующее заключение в Справке Рабочей Парламентской группы по проверке Национального парка "Беловежская пуща" от 29-30 июля 2003 года. Тем не менее, нынешняя администрация Национального парка «Беловежская пуща» не прислушивается и не принимает в расчет ни заключения комиссии и специалистов, ни обоснования и публикации ученых. Она упорно продолжает свое «черное» дело по уничтожению участков заповедного первичного реликтового леса и превращению их в некое подобие леспромхозов.

Наша справка. На особо охраняемых природных территориях (ООПТ), к которым относится Национальный парк «Беловежская пуща», традиционные методы ведения лесного хозяйства зачастую не подходят. В Беловежской пуще, являющейся Биосферным заповедником и включенной в Список Мирового наследия человечества, лесхозовские методы тем более не приемлемы. Ценность Беловежской пущи и все ее титулы в том, что здесь растет естественный первичный старовозрастной лес. Беловежская пуща — это единственный крупный остаток древних равнинных первобытных лесов. Это значит, что мы должны сохранять и поддерживать естественные природные процессы в экосистемах Беловежской пущи. В том числе и в зонах, где разрешается ведение хозяйственной деятельности.
Главным принципом в ведении хозяйственной деятельности для таких уникальных природных комплексов, как Беловежская пуща, должно быть правило — НЕ НАВРЕДИ! Из всех имеющихся способов и методов хозяйствования должны применятся только те, которые вызывают наименьшие нарушения в Беловежском первобытном лесу и которые максимально соответствуют естественному процессу.
Первобытные старовозрастные леса в Беловежской пуще сложны по составу и структуре. Они имеют крайне высокое биоразнообразие по сравнению с другими лесами. Поэтому применение здесь стандартных для лесхозов монокультурных посадок недопустимо. Тем более с раскорчевкой и применением отвальных плугов, нарезающих борозды и выбрасывающих на поверхность минеральный слой почвы. Сформировавшиеся из таких посадок в будущем леса будут иметь упрощенную структуру, обедненное биоразнообразие и меньшую устойчивость. Кроме того, такие монокультуры не вписываются в естественную сукцесионную схему, они в значительной степени нарушают естественный природный процесс. Нарезаемые для искусственной посадки леса борозды повреждают поверхностные корни оставшихся на вырубках деревьев, тем самым ослабляя и обрекая их на гибель. При искусственной посадке леса сильно повреждаются естественная растительность и почвенный покров данной площади. На таких нарушенных посадкой вырубках идет процесс массового заселения «сорных», не свойственных для первобытного леса видов (биологическое загрязнение). А ведь ценность, уникальность и неповторимость Беловежской пущи как раз и состоит в том, что она населена видами и сообществами живых организмов, характерных для первобытных лесов. Поэтому практика искусственного облесения с применением лесхозовской технологии противоречит основным задачам Национального парка «Беловежская пуща» — сохранению биологического разнообразия, характерного для первичного равнинного леса, а также вступает в противоречие с современной заповедной наукой.
Многие старожилы-лесоводы Пущи могут рассказать о том, что при своевременной вырубке свежезараженных короедом деревьев и одновременной их вывозке из леса удавалось быстро локализовать распространение вредителей в лесу. Но не менее важно было провести эту работу на высоком профессиональном и качественном уровне, минимально повреждая окружающую лесную среду. В этой ситуации рубка обреченных елей проводилась с особой осторожностью, чтобы не повреждать рядом стоящие здоровые деревья и подпологовую растительность во время валки. При этом порубочные остатки, как правило, не сжигались во избежание теплового воздействия на живую растительность и молодое возобновление леса. Очень важно было умело и осторожно провести механизированную трелевку заготовленных деловых сортиментов с целью минимального повреждения напочвенного покрова и растительности — будущего молодого леса. В этой ситуации категорически запрещалось складировать бревна непосредственно на образовавшихся после рубки прогалинах во избежание повреждения растительности и прокладки подъездных путей к штабелям древесины.
При умелом и бережном проведении санитарной рубки с умеренной интенсивностью вырубки древостоев образовавшиеся редины и прогалины на поврежденном вредителями участке леса уже через 3-5 лет могут иметь достаточно много разнообразного возобновления леса (ель, сосна, береза, дуб, граб, осина и др.). Спустя 15-20 лет на таком участке леса даже опытному лесоводу не всегда удается определить когда-то бывший здесь короедный очаг, так как среди молодого леса успешно произрастают сохранившиеся высоковозрастные деревья полога, тем самым создавая неповторимый колорит сложного по составу и возрасту пущанского леса.
Для Беловежской пущи, как заповедного леса, необходимо разрабатывать отличную от лесхозов, щадящую систему ведения лесного хозяйства, учитывающую все многообразие лесных сообществ и почвенно-грунтовых условий, а также богатый опыт многих поколений лесоводов. Искусственную посадку саженцев с нарезанием борозд необходимо исключить и перейти на щадящие методы содействия естественному лесовозобновлению.

На снимках типичный участок елово-соснового, подвергшийся нападению жука-короеда. Большинство елей погибло и было вырублено, но огромные старый сосны остались. Среди них тракторным плугом нарезали на почве борозды для последующей искусственной посадки сосны. На снимках хорошо видно, насколько обезображен данный участок леса.

увеличить в новом окне увеличить в новом окне увеличить в новом окне
увеличить в новом окне увеличить в новом окне
(Квартал 773, 27 октября 2003 г.)

Эти снимки показывают, насколько сильно поврежден почвенный покров данного участка в охраняемом лесу. После нарезания борозды была нарушена целостность почвенного покрова, а гумусовый слой погребается под выброшенным на поверхность песком. Изменяется также микрорельеф участка.

увеличить в новом окне увеличить в новом окне увеличить в новом окне
увеличить в новом окне увеличить в новом окне увеличить в новом окне
(Квартал 773, 27 октября 2003 г.)

В результате нарезания плугом глубоких борозд для дальнейшей посадки культур подрываются корни старых деревьев, которые остались на данном участке. Из-за этого такие деревья ослабляются и быстрее погибают. На снимках – примеры таких повреждений корней.

увеличить в новом окне увеличить в новом окне увеличить в новом окне увеличить в новом окне
(Квартал 773, 27 октября 2003 г.)

Проводимые администрацией Беловежской пущи искусственные посадки зачастую не учитывают наличие естественного подроста на данном участке. А он бывает порой достаточно многочислен, хотя и не сразу бросается в глаза. Ведь после рубки участка и последующего прорастания семян может пройти несколько лет.

На этом снимке показан «голый» участок, который при поверхностном взгляде издалека кажется лишенным молодого поколения леса.

увеличить в новом окне
(Квартал 773,
27 октября 2003 г.)

Однако при более внимательном рассмотрении видно, что на этом участке имеется немало всходов и молодых деревьев. На снимках показано возобновление сосны, ели, дуба и березы.

увеличить в новом окне увеличить в новом окне увеличить в новом окне
увеличить в новом окне увеличить в новом окне увеличить в новом окне
(Квартал 773, 27 октября 2003 г.)

Местами встречаются участки, где такое возобновление очень густое, как на этих снимках.

увеличить в новом окне увеличить в новом окне увеличить в новом окне
увеличить в новом окне увеличить в новом окне
(Квартал 773, 27 октября 2003 г.)

Однако нарезанные большими плугами борозды для последующей искусственной посадки лесокультур в значительной степени губят это естественное возобновление. На снимках, корни молодых сеянцев сосны и ели вывернуты наружу, либо же молодые деревца присыпаны землей.

увеличить в новом окне увеличить в новом окне увеличить в новом окне
увеличить в новом окне
(Квартал 773, 27 октября 2003 г.)

Тем, кому повезло выжить, кажутся карликами на фоне огромного земляного вала, сделанного тракторным плугом.

увеличить в новом окне увеличить в новом окне увеличить в новом окне
(Квартал 773, 27 октября 2003 г.)

При проведении искусственных лесопосадок лесхозовскими способами администрация национального парка игнорирует предыдущий негативный опыт таких посадок, которые «экспериментально» предпринимались в 1996 году. Тогда тоже была предпринята попытка садить рядами лес, как видно на этом снимке.

увеличить в новом окне
(Квартал 805,
6 октября 2003 г.)

Но природа внесла свои коррективы и в местах искусственных посадок выросли много других видов деревьев, тес самым обогатив видовое разнообразие леса. Также появилось немало самосева сосны.

увеличить в новом окне увеличить в новом окне увеличить в новом окне
(Квартал 805, 6 октября 2003 г.)

Десятки-сотни лет следы от нарезанных плугами борозд будут напоминать людям о том, что когда-то здесь был естественный, созданный природой заповедный лес, который неразумные предки заменили искусственным. Сильные нарушения целостности почвенного покрова, даже когда на этом участке вырастает новый лес, еще долго будут заметны, напоминая о грубом вмешательстве человека в тонкие взаимоотношения в заповедном лесу.

На снимке. Плужные борозды, нарезанные для искусственной посадки лесных культур, даже через 8 лет выглядят почти как свежие.

увеличить в новом окне увеличить в новом окне увеличить в новом окне увеличить в новом окне
(Квартал 827, 6 октября 2004 г.)

Какую Беловежскую пущу мы хотим оставить своим потомкам? Дикую, могучую, прекрасную, завораживающую красотой первобытного реликтового леса? Или же мы хотим вместо Пущи оставить ровненькие ряды искусственных монокультур, которыми засажена большая половина облесенной территории в нашей стране и которые имеют обедненное биологическое разнообразие и малую экологическую ценность?

1 увеличить в новом окне => 6 увеличить в новом окне
2 увеличить в новом окне => 7 увеличить в новом окне
3 увеличить в новом окне => 8 увеличить в новом окне
4 увеличить в новом окне => 9 увеличить в новом окне
5 увеличить в новом окне => 10 увеличить в новом окне
(Слева - Беловежский Первобытный Лес: 1 - квартал 827, 7 октября 2004 г., 2 и 3 - квартал 741, 14 сентября 2004 г., 4 - квартал 774, 27 октября 2004 г., 5 - квартал 843, 5 октября 2004 г.;
Справа - искусственные сосняки: 6 и 7 - квартал 953, 3 августа 2004 г., 8 - квартал 944, 16 июля 2004 г., 9 - квартал 946, 31 августа 2004 г., 10 - квартал 826, 5 октября 2004 г.)

В таком случае логичен вопрос – для чего в Беловежской пуще организованы столь масштабные искусственные лесопосадки? Потому что профессиональный уровень руководства и специалистов национального парка не позволяет им понять элементарные экологические истины? Или некуда девать финансы при достаточно бедственном положении работников национального парка? Или душа у этих управленцев настолько зла по отношению к дикой заповедной природе, что все это делается специально для того, чтобы уничтожить как можно больше уникального первичного реликтового леса и заменить его на обычные рукотворные сосняки, которых везде много и которые представляют ценность только для леспромхозов?

PS. Более подробную информацию о проблеме искусственных посадок в заповедном лесу Беловежской пущи читайте в публикации Георгия Козулько «Сохранить первобытный лес».

Далее: Строительство лесопитомника и уничтожение растений-краснокнижников, 2004 г.