Итоги поездки в Беловежскую пущу и отзывы участников экскурсии

Колонка редактора, стр. 2

Наталья СЛЯДНЕВА, «Мир животных» (Гомель), № 8, август, 2005

Горячая пора отпусков и вступительных экзаменов не помешали нам совершить запланированный тур в Беловежскую пущу.

Для гомельчан поездка оказалась не из легких - в целом, сутки в пути. Но мы с волнением ожидали встречи с одним из самых известных природоохранных объектов Мирового наследия, который находится под надежной охраной государства.

Первая страница газеты Мир животных
Первая страница газеты
"Мир животных"
Но то, что мы увидели и услышали, легким потрясением не назовешь. Я не стану посвящать вас в свои эмоции. Вы все поймете, познакомившись с отзывами читателей и фотоматериалами редакции (см. стр. 4, 5, 7, 16, 17, обложка газеты).

И читатели, и редакция хотят получить ответы на многочисленные вопросы от компетентных лиц, осуществляющих контроль за природоохранной деятельностью национальных парков и заповедников. Тем более, что "ежегодно на содержание национального парка и на природоохранные мероприятия только из бюджета выделяется более 1 млн. долларов США. Здесь трудятся более 500 специалистов, ученых, работников охраны, экологического просвещения". ("О ситуации в национальном парке "Беловежская пуща").

Крайне удивляет и то, что организаторы экскурсионного обслуживания прекрасно были осведомлены о целях нашей поездки. Меня заверили, что у них профессиональные экскурсоводы: гораздо более компетентно проведут экскурс по пуще, чем сотрудники отдела науки... Выходит, в их представлении именно таким должно быть экологическое образование нашего подрастающего поколения?! Или им все равно: главное, деньги заплатили?..

Конечно, жаль, что далеко не со всеми читателями нам удалось встретиться. Но начало положено! Будем надеяться, что это не последнее посещение заповедных мест нашей синеокой Беларуси, несмотря на грустные воспоминания об увиденном...


Стр. 7:

Беловежская пуща - держим удар

Мирана ДУДАРЕНКО, «Мир животных» (Гомель), № 8, август, 2005

...Честно говоря, сначала восприняла поездку в Беловежскую пущу не более, чем возможность обвести в кружок ещё одно достопримечательное место на карте Беларуси, где я побывала. Но, к счастью, просто поставить галочку в списке своих путешествий не получилось. Потому что в том, что мне пришлось увидеть, участвовали не только глаза, но и сердце. Мне запретили пребывать в своём «богемном» равнодушии: сама встреча с преданными читателями и авторами «Мира животных» исключила контекст подобного душевного сна. Зарина Шевко, Софья Заровская, Элла Донцова, Денис Китель…

Были и разочарования. Из экскурсии по пуще сделали бездарное шоу. Только вряд ли кому-либо из нашей интересующейся природой компании на самом деле понравились легкомысленные истории о деревьях любви, какой-то там начальнице Зине, которая держит в ежовых рукавицах пятьдесят мужиков... «Впечатлила» история и о главном лесничем пущи, который ежегодно, в свой отпуск, ездит на Камчатку, чтобы убить медведя: в противном случае, «у него может быть инфаркт»... Покорно слушали мы и о том, как Хрущёв любил Пущу, его псарнях, о том, что местных жительниц называли колдуньями… Хотя и в этой непутёвой экскурсии были забавные моменты. Например, те девушки, которые попробовали смолу из царицы-сосны, теперь ждут сватов, некий ажиотаж вызвало и предложение «снять порчу» у осины (фото внизу). Когда я сказала нашему экскурсоводу, что никаких покалываний на кончиках пальцев я не почувствовала, она пустилась в рассуждения, что не все восприимчивы к тонким импульсам волшебного дерева. Потом уже нам рассказали, что энергетические импульсы деревьев всё же существуют, но их так просто человеку невозможно ощутить...

Всё-таки редакция «Мира животных» не была бы самой собой, если бы не были предусмотрены какие-либо неприятные моменты. До отъезда оставалось время, и мы за чашкой чая в уютном кафе «Алеся» в спокойной обстановке еще ближе познакомились друг с другом, обменялись впечатлениями, компенсировав назревшее недоумение от увиденного.

Что и говорить, многие не только позволяют возвести себе в культ вселенское равнодушие, но даже пытаются навязать свои чуть ли не сектантские взгляды и остальным. Может быть, если бы мы приехали сюда с другими целями, то, вполне возможно, что нашли бы эту экскурсию интересной. Но вдвойне непростительно и возмутительно, что принимающая сторона заранее была уведомлена, что мы - не просто группа туристов, жаждущая зрелищ, но не приложили никаких усилий, чтобы сделать наше общение с заповедным лесом более экологически грамотным и познавательным.

К сожалению, мы уже привыкаем к разочарованиям и к тому, что у нас в стране всегда «хуже просто быть не может». Но заброшенное состояние заповедника мирового наследия, начиная с корявых бирок с названиями чучел в Музее Природы и заканчивая, как ни печально, ужасными условиями содержания животных в вольерах, вызвало не просто шоковое состояние ума и сердца. Что ж, если будем молчать, нас не поймут наши потомки. Выбор - за нами.


Снятие "порчи" у осины под инструктажем экскурсовода


Зарина Шевко, «Мир животных» (Гомель), № 8, август, 2005

...Нахожусь под противоречивыми впечатлениями от поездки в Беловежскую пущу вместе с друзьями. Очень жаль, что многие не смогли приехать! Хотя, по правде сказать, экскурсия меня отнюдь не порадовала...

Зато удалось увидеть истинное состояние заповедного леса, по-моему, мало похожего на таковой. Сеть автомобильных дорог, лесные делянки, где сложены дрова, площадка для работы с собаками...

Особенно поразил музей. Нам рассказывают: “Это двухнедельные волчата... А это одни из самых редких в пуще птиц”... Посмотрите же, из них сделаны чучела! И не только из взрослых животных, но и детенышей...

Создается впечатление, что людей, которые здесь работают, пуща мало интересует как объект, где основная цель - защита природы от губительного воздействия человека, а гораздо больше как туристическая зона и источник древесины.

Думаю, следует остановить внимание и на экскурсоводе. Она говорила много, но о заповедном лесе конкретной информации практически не было. Меня просто возмутило то, что она говорила о любви к животным, которой, увы, здесь не видно. Может, стоило записать ее рассказ, но только для того, чтобы потом, слушая, с горечью рассмеяться...

Кажется, уже можно сделать определенные выводы: в любой другой стране, к сожалению, об этом лесе позаботились бы лучше.

И все-таки поездка удалась! Я теперь точно знаю, как там, в заповедном лесу, в котором я мечтала побывать с раннего детства. Несмотря ни на что, Беловежская пуща еще сохранила остатки былого величия, хочется верить, что найдутся люди, которые помогут ей.

Очень приятно было встретиться с вами, уважаемая редакция “Мира животных”! Радостно, что есть люди, по-настоящему любящие природу. Сразу видно, что вы преданы своему делу. Уже по тому, с каким интересом и эмоциями, которые читались на лицах, можно было без особого труда отличить вас от других. И я очень счастлива, что мне удалось увидеть моих друзей по переписке, познакомиться с новыми единомышленниками! Мы общались, многие привезли с собой альбомы. Но больше всех меня восхитили работы Дениса Кителя: много редких птиц, гнезда - так близко подобраться и не спугнуть пернатых может только настоящий орнитолог.

Светлячок, Соня Заровская, Марина Дударенко, Элла Донцова, Настя Голубева, Ромашка и все другие создали особую атмосферу общения. Очень благодарна за все редакции и девочкам, которые “подбросили” эту идею - Свете Левкевич и Татьяне Мацыгановой! Целый месяц предвкушала эту поездку: сбываются мои мечты! Увидеть пущу и познакомиться со всеми, кому доверяю в письмах свои мысли...

И очень жаль, что пришлось убедиться на примере Беловежской пущи, что “по мнению бизнесменов от туризма особо охраняемые природные территории (и даже единственные в стране заповедник!) существуют в основном для того, чтобы вызывать познавательный интерес”... В нашей стране нужно развивать заповедное дело, но идет обратный процесс. Глупо, когда с ООПТ снимают статус заповедника и делают из них национальные парки. Туризм приносит огромный вред природе. Но если без него никак нельзя, то по примеру развитых стран хотя бы делали его безопасным для природы. Я, например, представляла, что в пуще мы пойдем на экскурсию по грунтовой неширокой дорожке, а оказалось, что там столько асфальтированных дорог, а машины с автобусами - не редкость!

Так хочется все исправить... Может быть, если общественность выразит протест против безобразий в ООПТ, то руководящие круги начнут что-то делать? Действовать бы реально, сплотить людей, которые действительно хотят помочь природе.

Я бы охотно помогла, но не знаю, как...

Зарина Шевко,
15 лет, Мозырь


Стр.16-17:

Беловежская пуща: встреча состоялась…

Элла Донцова, «Мир животных» (Гомель), № 8, август, 2005

…Это письмо пишу с особым чувством: теперь я знаю, кому пишу! Я благодарна редакции за эту встречу, за то, что вы смогли ее организовать. Все получилось! Вы не представляете, каково это, когда столько людей рады видеть тебя, когда знаешь, что все они также любят окружающий мир, как и ты.

Сама встреча оставила самые приятные и яркие впечатления. Я чувствовала, что все окружающие меня люди - мне родные… Возможно потому, что я уже не раз была в пуще и видела состояние музея и животных в вольерах, радость встречи перекрыла мрачные чувства. Но они все же есть.

Я ни в коем случае не хочу выступать за реконструкцию музея: это потребует изготовления новых экспонатов. Но считаю, что давно пора заменить все рисованные стенды и фотографии в музее и как-то оформить его: на данный момент внутри все выглядит довольно серо и мрачно.

Давно пора правильно разместить названия видов птиц, которые местами даже перепутаны.

Да, музей в плачевном состоянии. Не знаю, что сказать и о вольерах. Вы знаете, как я безумно люблю волков, потому в первую очередь я и подошла к ним. С 2002-го года, когда я последний раз была в пуще, волки значительно похудели, у волчицы повреждено ухо. Волки потеряли всю свою гордость, и их глаза смотрели на меня глазами голодной дворняги…

Животные метались со стороны в сторону, ожидая подачки… Одного этого достаточно, чтобы понять: пуща не должна такой быть! Обидней всего бездействие людей, ответственных за это.

Просмотрев фотографии 2002-го года, я отметила, что даже тот небольшой магазинчик, расположенный в музее, изменился в худшую сторону: практически нечего купить на память…

Думаю, мне больше говорить об этом не стоит - и так все ясно. Жаль, что мы не можем ничего изменить…

Но очень и очень хочется встретиться снова! Надеюсь, это произойдет... Было бы неплохо сделать такие встречи традицией…

Элла Донцова, Брест


Дерево "любви" (?) – осина и береза, сросшиеся внизу и вверху, - одно из "достопримечательностей" пущи


Надежда Таболич, «Мир животных» (Гомель), № 8, август, 2005

Я была рада, что смогла там увидеть, в первую очередь, всех «звездочек» «Мира Животных»: Светлячка, Зарину Шевко, Соню Заровскую, Дениса Кителя (и его художественно выполненные фотоснимки!), Эллу Донцову с ее знаменитым рыженьким чудом Чаки, который никак не мог сидеть на месте и радовал своей дружелюбностью. А еще увидеть вживую главного редактора - Наталью Евгеньевну Слядневу и всю редакцию - не каждый день удается! Очень жаль, конечно, что приехали не все читатели, хотелось бы видеть и их.

А сейчас про Беловежскую пущу: сначала мы были в музее Природы - но только зачем делать из животного чучело? Для того, чтобы люди увидели очертание зверя? Ладно, если животное обречено на гибель, но если его усыпляют только для того, чтобы сделать чучело, то я этого не понимаю и не одобряю. Потом мы ездили по Беловежской пуще на автобусе. Все, что меня заинтересовало за два часа езды - это красивое живописное озеро, плотина бобров, дуб-долгожитель, «голова» зубра, выросшая на березе. Очень жаль, что мы не смогли проехать в Вискули, очень хотелось посмотреть!

В вольерах все животные были дружелюбные. Видно, что они привыкли к человеку. Красивый лось, большой, как гора зубр, любопытные кабаны, добрые лошадки, медведи…

А еще я заметила, что продавались шкуры зверей. Все-таки они убивают животных, несмотря на то, что это - Беловежская пуща!

Говорят, Беловежская пуща - это нетронутый человеком уголок природы. Но мы убедились, что это не так! Конечно же, она под охраной, но здесь всегда много людей, экскурсий, да и обслуживающего персонала немало. Это, конечно же, оставляет след в пуще.

А на обратном пути мы заезжали к святому источнику. Попили студеной освежающей воды, умыли ею лицо - и сразу стало легче.

А еще мы заезжали в деревню, где я познакомилась с очень дружелюбным голубоглазым сиамским котом, который успокаивающе мурлыкал; с хорошим рыжим песиком, который лизал мне руки; с козочкой Белкой и ее малышкой; еще с одной кошечкой и с красивой, кремового цвета, доброй лошадкой, которую я погладила и покормила яблоком.

По дороге домой мы встречали много лошадей на пастбище, аистов, больше всего удивила лиса, которая бегала около дороги.

Вот так прошло наше путешествие. Я рада, что поехала.

Надежда Таболич, Гродно


Барсуки (чучело)


Светлана Левкевич, «Мир животных» (Гомель), № 8, август, 2005

…Попробую рассказать о своих впечатлениях от встречи в Беловежской пуще. Мы отправились в путь в восемь часов утра. И нам еще повезло, так как знаю, что автобус из Гомеля выехал в четыре. По дороге мы видели множество интересного: великолепных лошадей самых разнообразных мастей, огромное количество аистов. Я впервые видела гнезда аиста на крыше дома. В г/п Свислочь мы остановились у огромного памятника воину. Не смогли проехать, не сделав памятное фото. На обратном пути встретили двух цапель и лису, которая охотилась на мышей. Побывали на святом источнике...

Но самое интересное началось в деревне Каменюки. Очень рада была познакомиться с Денисом Кителем, Настей, Эллой Донцовой и особенно Чаки (его-то я не ожидала увидеть), а также с Мариной Дударенко из Гомеля. Кстати, мы все вместе стали любовались фотографиями Дениса. У меня они вызвали восхищение: не знаю, как ему удается поймать такие моменты!

Не буду кривить душой, расскажу честно о своих впечатлениях от экскурсии. В Музее Природы особенно понравился медведь, который словно специально поставлен в углу, чтобы привлекать туристов. Впервые видела чучела тарпанов. Но неприятный след оставила коллекция бабочек. Почему-то именно бабочек. Создается впечатление, что их специально убивали для Музея.

После Музея Природы мы отправились на автобусе в «заповедный» лес. «Нетронутые уголки» Пущи неприятно удивили. Часто встречались заготовки дров и следы пребывания человека.

Уважение вызвал 560-летний могучий дуб-великан и высокая стройная 360-летняя сосна. Восхищена была озером: оно кажется волшебным. А вот бобрам и всем остальным животным, наверное, надоели туристы, поэтому никто из них нам не показался.

Около полутора часов мы ездили по Пуще. Слушая монолог экскурсовода, можно было подумать, что она предлагает нам расковырять старушку-сосну, набрать почвы для помидоров и вообще разорить Беловежскую Пущу! Создалось впечатление, что она (экскурсовод) говорила только для того, чтобы не молчать. И все же кое-что из истории Пущи мы услышали.

Закончив путешествие в автобусе по лесу, мы отправились к вольерам: кабаны, зубры, лоси, пятнистые олени, пони, бурые медведи. Но волки в Пуще содержатся в ужасных условиях. Хотя вы еще не были в Гродненском зоопарке.

Разочаровали тарпановидные лошади - серая кобыла с рыжим жеребенком. Единственное, что они унаследовали от своих далеких родственников - это ремень на спине. А вот третья лошадка была более схожа со своими предками. Тощие собаки с жалобными глазами на стоянке также не остались незамеченными. Надя Таболич отдала им все остатки еды.

Да, в Пуще есть над чем работать. Но, говоря именно о встрече, для меня самым главным было то, что я увидела друзей. Когда я еще встречусь с Зариной? Увижу ли Дениса, Настю, Марину, Эллу и конечно, Чаки?.. Для меня эта встреча была очень важной.

Помните, в майском номере вы написали такие строки: «Мы действительно становимся одной большой, дружной семьей». И правда, атмосфера была дружеская, семейная. Все радовались встрече. Мне кажется, что после Пущи мы стали еще ближе. Мне бы хотелось, чтобы такие встречи стали традицией, чтобы все больше читателей приезжали и общались друг с другом. Ведь, если мы будем действовать организованно, не все еще потеряно на планете Земля…

Светлана Левкевич, Гродно


Бабочка махаон


Ю. И. Максименко, «Мир животных» (Гомель), № 8, август, 2005

От редакции: …Увы, не та совсем Беловежская пуща, какую мы знаем по песням и видеофильмам. Эта поездка помогла снять хрестоматийный глянец с национального парка. Невооружённому глазу видно, что требует большей заботы Музей природы. Сама пуща, её отдельные части, больше напоминают лесосеку, нежели заповедные места. Кровью сердце обливалось, когда мы видели сидящих в клетках (!) замученных, жалких зверей - волков, енотовидных собак, бурого медведя и др.

Сразу возник вопрос: куда мы попали - в национальный парк или в зоопарк?

Несмотря на все негативные моменты, всё же хочется верить, что это не последний «десант» «Мира животных» по заповедным местам Беларуси. Куда проляжет путь, в какой нацпарк или заповедник? Припятский? Березинский?..

Ю. И. Максименко, зам. директора Гомель-ской ОУБ,
член редакции газеты «Мир животных»
Фото Е. Агибалова


Редакция газеты "Мир животных" в Беловежской пуще (справа третья – Редактор газеты Сляднева Н.Е.)


Фотографии из последней страницы газеты

(Использованы фото А. Калеченок, Е. Агибалова, М. Дударенко)

Последняя страница

Наши дети видеть пущу такой не хотят...