Ремонт и строительство дорог в Беловежской пуще (2005 – 2009 гг.)
События, факты, документы и свидетельства: В Беловежской пуще издавна существует разветвленная и хорошо развитая сеть дорог. Она в основном совпадает с квартальной сетью. Центральные дороги были асфальтированы в 70-е – 80-е годы. Остальные оставались с грунтовым покрытием. Большие по объему работы по асфальтированию и ремонту дорог были проведены к концу 2010-х годов в связи с празднованием 600-летия охраны Беловежской пущи.
Проблема дорог в Беловежской пуще не простая. Она имеет как позитивные, так и негативные стороны.
С одной стороны, без дорог не возможны ни эффективная охрана, ни туризм, ни управление. Асфальтирование дорог повышает эффективность использования транспортных средств, снижает расход топлива и выбросы выхлопных газов. С другой стороны, одновременно увеличивается поток автотранспорта, количество туристов, а, следовательно, транспортная нагрузка на лесные экосистемы и антропогенный пресс. Асфальтное покрытие является источником химического загрязнения окружающих территорий.
Разрешение этой дилеммы заключается в том, чтобы асфальтировать только те дороги, которые жизненно необходимы для эффективной работы инфраструктуры и выполнения основных задач национального парка, а также в регулировании потока автотранспорта в соответствии с расчетными нормами допустимой антропогенной нагрузки на заповедные экосистемы Беловежской пущи. Насколько известно, таких расчетов в национальном парке нет.
На снимках ниже – так сегодня выглядят центральные дороги, они же туристические маршруты с качественным асфальтовым покрытием.
1  |
2  |
3  |
4  |
(Асфальтовые дороги; 1 и 2 - квартал 773, 30 ноября 2008 г.; 3 и 4 - квартал 843, 19 сентября 2009 г.) |
 |
 |
 |
(Асфальтовые дороги, кварталы 748 и 749, 22 апреля 2007 г.) |
1  |
2  |
3  |
4  |
(Асфальтовые дороги; 1 - квартал 826, 23 июля 2005 г.; 2 - квартал 826, 6 октября 2004 г.; 3 и 4 – квартал 828, 7 октября 2004 г.) |
1  |
2  |
3  |
4  |
(Дороги зимой; 1 - квартал 843, 24 января 2005 г.; 2 - квартал 843, 8 февраля 2005 г.; 3 – квартал 824, 5 февраля 2005 г.; 4 – квартал 824, 3 марта 2005 г.) |
1  |
2  |
3  |
(Дорога на Вискули; квартал 750, 1 – 23 июля 2005 г.; 2 и 3 – 20 декабря 2004 г.) |
На снимках ниже показаны эпизоды асфальтирования грунтовой дороги, идущей в Ясеньское лесничество.
 |
 |
(Расширение дороги; квартал 843, 3 ноября 2005 г.) |
 |
 |
 |
 |
(Расширение дороги и вырубка мешающих деревьев; кварталы 828, 829 и 830, 19 августа 2008 г.) |
 |
 |
(Подсыпка дороги гравием; квартал 830, 19 августа 2008 г.) |
 |
 |
(Асфальтирование дороги; квартал 831, 19 августа 2008 г.) |
 |
 |
 |
(Дорожная техника; квартал 832, 19 августа 2008 г.) |
На этих снимках показано, как ремонтировалась дорога от туристического центра к прудам Плянта. Протяженность участка около 1,5 километра. Дорога была немного расширена и подсыпана песком и гравием. Асфальтирование пока не проводилось.
 |
(Дорожная техника; квартал 824, 9 августа 2009 г.) |
 |
 |
 |
 |
(Подсыпка дороги гравием и укатывание катком; квартал 823, 21 августа 2009 г.) |
 |
 |
(Строительство стоянки для машин возле прудов Плянта; квартал 823, 21 августа 2009 г.) |
При расширении дороги были вырублены деревья и кустарник. Крупномерная древесина была использована на дрова, а мелкомерная вместе с ветками выброшена на свалку.
 |
 |
(Вырубка мешающих деревьев; квартал 823, 21 августа 2009 г.) |
 |
 |
 |
(Дрова из вырубленных деревьев; квартал 823, 21 августа 2009 г.) |
 |
 |
(Свалка из веток и вырубленных деревьев; квартал 823, 21 августа 2009 г.) |
На снимках ниже - окончание ремонта дороги на Плянту.
1  |
2  |
(Окончание ремонта дороги на Плянту; 1 - 9 сентября 2009 г.; 2 - 15 сентября 2009 г.) |