Уважаемые друзья! Дамы и Господа - участники Экспертной комиссии!
Хочу выразить свое искреннее уважение к Вам и высказать собственное мнение в связи с предстоящим принятием решения о продлении действия Диплома Совета Европы Национальному парку "Беловежская пуща".
Пять лет тому вместе с другими представителями независимой белорусской общественности я призывал экспертов Совета Европы не спешить, проявить объективность и требовательность для того, чтобы Диплом, в случае продления на второй срок, оставался инструментом сохранения Беловежской пущи, чтобы выполнение рекомендаций и условий Диплома было всеобъемлющим и соответствовало высоким стратегическим требованиям.
Под тем Обращением (январь 2002) я могу подписаться и сегодня, ратуя снова за то, чтобы Совет Европы не прибегал к компромиссам и смог устоять перед самыми горячими заверениями с белорусской стороны о благих намерениях. Эти заверения верноподданно пишут обслуживающие автократию академические институты, а национальным парком – местом Мирового наследия – управляют сегодня закаленные на добыче валюты дельцы с большой "фигой в кармане".
Наличие Диплома у национального парка "Беловежская пуща", тем более подтверждение его на третий срок, – это, в глазах широкой общественности, свидетельство того, что природоохранная деятельность на данной территории поставлена на прочную основу. Понятно, что в нашем случае это пока не так.
Уже не кажутся эмоциональными заявления белорусских зеленых об экологических преступлениях в национальном парке. Например, не прошло еще года, когда в Беловежской пуще во время охоты были застрелены самка зубра с зубренком (до сих пор материалы расследования не представлены на суд общественности). Это не досадная случайность и не исключение из правила. Такова закономерность и печальный итог последнего десятилетия: эксплуатация бесценного природного резервата продолжается в традиционных формах (охота, заготовки/продажа леса), но в более глобальных и неконтролируемых масштабах. Усилия большого коллектива работников национального парка направлены не на природоохранные мероприятия, а на обеспечение эксплуатационной лесохозяйственной машины.
Опасность компромисса кроется именно здесь: продлив Диплом Беловежской пуще – национальному парку и биосферному заповеднику, Совет Европы очередной раз, до 2012 года, закроет глаза на вызовы здешнего беспредела и выдаст аванс на дальнейшую биосферно-несовместимую хозяйственную деятельность, которая ни у кого не вызывает сомнения и со всей очевидностью вступает в противоречие с самим статусом титулованного учреждения.
Я решительно остаюсь на позиции НЕПРОДЛЕНИЯ поощрительного Диплома еще потому, что держатели парка и его руководство игнорируют не только дух и суть Диплома, но также ряд ключевых международных обязательств, нормы внутреннего законодательства и Конституцию страны, что, на мой взгляд, нельзя не учитывать, принимая решение по новому сроку Европейского Диплома.
Надеюсь, экспертная комиссия не останется безразличной и к тому, что в отношении меня как публициста и выразителя альтернативного взгляда на практику и качество сохранения пущи руководство национального парка в последние годы стало применять методы произвола. Личные обиды не в счет, здесь важнее другое: преследовать за нелояльность и критику, игнорировать диалог с оппонентами, применяя административный ресурс и нередко прибегая к силовым средствам, позволяют себе те, кто презирает гражданские права и ценности, кто в независимом общественном наблюдении видит угрозу своей вседозволенности и опасность для собственного благополучия.
В 2003 году по моей инициативе и при поддержке Представительства ООН состоялся пресс-тур в национальный парк, однако я не был аккредитован режимом ни для поездки в парк, ни для участия в пресс-конференции по её итогам.
В 2004 году я получил приглашение белорусской национальной комиссии по делам ЮНЕСКО на встречу-диалог экспертов ЮНЕСКО/МСОП (в рамках их визита в национальный парк) с представителями белорусской экологической общественности. Время моего пребывания на территории парка руководство ограничило до одного часа (планируемая продолжительность встречи), но самым досадным было то, что меня преследовала ведомственная охрана и местная милиция. В частности, преграды, выставленные передо мной, стали причиной несостоявшегося интервью с экспертом МСОП господином Фландером; заранее договорившись, я не смог пройти к месту нашей встречи.
В 2006 году без всяких оснований и в нарушение Закона о печати я в первый день командировки был депортирован из национального парка (условие экстренного отъезда было поставлено военизированными службами под угрозой моего ареста). Разве могут не настораживать эти достойные сожаления факты, ставшие типичными не только в отношении меня, но и многих других защитников пущи, включая ученых и местных жителей, когда речь идет о продолжении специального Диплома как поощрительной меры?
Однако, хочу подчеркнуть, не это заставило меня глубоко задуматься и усомниться в продлении Диплома на третий (!) срок. За десять лет Диплом не стал реально действующим стимулом для более эффективного управления парком, шагом вперед к устойчивой заповедности и развитию биологического разнообразия природного раритета. Не стал он и механизмом "дамоклова меча", сдерживающим лесопромышленную либо другую деятельность, которая уводит руководство и персонал национального парка далеко в сторону от задач сохранения Беловежской пущи и нередко является прямой причиной её деградации.
С уважением к Вам
Валерий Дранчук
Независимый журналист, учредитель и главный редактор газеты "Беловежская пуща" (1995), автор книги "Беловежская пуща. Резолюция SOS" (2004), руководитель гражданской инициативы "TERRA-Конвенция" (1999)
5 ноября 2007, Минск