
УДК 591:599.323.4
Катаев Г.Д.
Лапландский государственный биосферный заповедник, г. Мончегорск, Российская Федерация
Лесной лемминг скрытен в природе. Тем не менее, массовые размножения его на Кольском полуострове не остаются незамеченными - 1933/34, 1937/38, 1958/59, 1969/70, 1982/83 годы. Последняя вспышка численности вида была ограничена южными районами Мурманской области (Бойко, 1986) и не затронула территории Лапландского заповедника, где депрессионная пауза вида продолжалась 26 лет. Осенью 1998 и летом 1999 годов появление лесных леммингов было зарегистрировано в Лапландском заповеднике. Все животные были отловлены на стационарах «Пуспакенч» и «Сылпуай», расположенных в центральном и северо-западном участках заповедника на водоразделе бассейнов Белого и Баренцева морей. Численность вида в горно-лесном поясе составила в 1998 году - 12 и в 1999 году - 5 особей на 10 канавко-суток. При условии благоприятной зимовки 1999-2000 годов можно ожидать резкого подъема численности лесного лемминга в центральных районах Кольского полуострова. Следует заметить, что вне периодов своего массового размножения лесные лемминги обнаруживались в 1971 году в Лапландском заповеднике и в 1981, 1996 годах на юге Кольского полуострова (Семенов-Тян-Шанский, 1982; Н. Бойко, А. Миронов, устн. сообщ.). В северной Норвегии этих грызунов отмечали в 1969, а в Карелии в 1987/88, 1993, 1994, 1995 годах (Wikan et al, 1994; Катаев, Поздняков, 1996; А. Кутенков, устн. сообщ.). Длительное отсутствие лесных леммингов, их непериодическое и не повсеместное появление, а также неопределенность границ северного предела распространения вида побуждают к включению данного представителя сибирской фауны в Красную книгу Мурманской области.
При анализе случаев массового размножения леммингов прослеживается связь численности вида с состоянием их кормовой базы. Основа питания этих грызунов - зеленые мхи (Dicranum, Polytrichum, Pleurozium). Один зверек за год использует полностью свои кормовые ресурсы на площади 0,2-0,3 га. При обилии леммингов до 50 экз. на 1 га процесс восстановления растительности носит длительный характер (до 8-10 лет) и, таким образом, выступает в роли фактора регулирующего численность вида. Обилие леммингов в регионе ограничивается, как правило, двумя годами, а годы депрессии животных могут длиться различное число лет. С целью недопущения полной деградации собственных пастбищ леммингам свойственны не только миграции, но и многолетние депрессии численности. Для лесных леммингов стациями переживания служат зеленомошные ельники в подножии склонов и по долинам водотоков - биотопы с наибольшими кормовыми запасами.
В жизненном цикле леммингов факт их массового появления можно рассматривать как специфическую реакцию вида на исключительно благоприятные экологические условия, которые на Кольском Севере происходят не часто. В огромной амплитуде колебаний численности лемминговых популяций в качестве нормы следует рассматривать их малочисленность, как основу стабильности существования вида на северной окраине ареала.
Ведущим признаком в распределении леммингов в горных ландшафтно-неоднородных условиях являются мезоклиматическая и кормовая обстановка, в связи с чем в сопредельных регионах уровни численности животных могут не совпадать. Популяции лесного лемминга, существующие на разных фазах популяционного цикла, подвержены в различной степени дефициту суточной пищевой нормы, что сказывается на состоянии населения вида.
Регуляторные механизмы лемминговых популяций, в том числе редкие, но массовые вспышки численности, направлены на недопущение деградации моховых и травянистых биотопов и способствуют реализации всего имеющегося набора приспособлений вида к условиям среды и популяционной изменчивости за предельно короткий отрезок времени.
Многолетние наблюдения динамики численности грызунов могут быть положены в основу сравнительного анализа состояния северных экосистем заповедных территорий.
Бойко Н.С. К экологии лесных леммингов - Myopus schisticolor Lillj. На юге Мурманской области //Природа и хозяйство Севера. - Мурманск, 1986. Вып. 14. С. 43-46.
Катаев Г.Д., Поздняков С.А. Современная фауна мелких млекопитающих заповедных территорий в подзоне северной тайги на северо-западе России //Проблемы заповедного дела. 25 лет Висимскому заповеднику. - Екатеринбург, 1996. - С. 158-160.
Семенов-Тян-Шанский О.И. Звери Мурманской области. - Мурманск, 1982. - С. 71-74.
Wikan S., Makarova O, Aarseth T. Pasvik. - Oslo, 1994. - Р. 94.
Опубликовано на стр. 299-300.