Девяносто восемь процентов... Гравийная плешь пущанского обхода

Борис Павловский, газета "Вечерний Брест", 04.07.2014

Когда четыре года назад начиналось строительство так называемого «пущанского обхода» (обозначенного теперь на картах и в дорожных каталогах как Р 98), авторы этой идеи безапелляционно утверждали: инвестиции в туризм не заставят себя долго ждать. Однако два года спустя после открытия трассы оптимистичные заявления несколько поутихли. Инвесторы не спешат обустраиваться на имеющихся площадках. А те, что предлагают свои услуги, отнюдь не могут похвастаться массовым нашествием туристов.

Причины такой ситуации, возможно, кроются в географии самого маршрута. Несколько крупных деревень и поселков, славных своей историей (то же Шерешёво, например), дорога, как будто назло здравому смыслу, обходит стороной. Так что в этом смысле ее название оправданно — обход. Если же расчет делался на то, чтобы путешествующий на авто смог заехать в саму пущу, вволю насладиться ее красотами и чистым воздухом, тем паче непонятно, почему нет обещанных съездов в заповедный лес на всем протяжении дороги. Хотя такой съезд явно напрашивается — там, где Р 98 пересекается с Р 47, соединяющей Пружанский и Свислочский районы (читай: Брестскую и Гродненскую области). Свернув с беловежской трассы налево, вы сразу оказываетесь на территории пущи и едете до агрогородка Новый Двор с весьма богатой историей...

Кстати, на карте ВКЛ, изданной в начале XVI века, уже есть деревня Новый Двор. Это свидетельствует о высоком статусе селения, расположенного на оживленном тракте Вильно — Мосты — Порозово — Брест — Люблин — Краков. Из Нового Двора дорога шла на Пружаны и дальше — на Москву. В 1505 году деревня получила статус местечка. А в 1661-м король Речи Посполитой Ян Казимир Ваза даровал местечку Магдебургское право. Грамота о нем хранилась до 1927 года, когда ее конфисковали польские власти. Имел Новый Двор и свой герб: архангел Михаил на коне топчет черта...

Смотрится современный поселок по-прежнему молодо. Ухоженные заасфальтированные улицы, просторная центральная площадь утопает в цветах, радуют глаз новые здания. Здесь же, на границе Брестской и Гродненской областей, начинается гидрологический заказник республиканского значения «Дикое», созданный в 1968 году для сохранения в натуральной среде основной части Дикого болота, а также для поддержания гидрологического режима прилегающей части Беловежской пущи. Его площадь — около 7,5 тысячи га.

Одним словом, место весьма перспективное для того, чтобы стать одним из центров пущанского туристического маршрута. Но загвоздка в том, что от трассы Р 98 к Новому Двору нет асфальтированного проезда. Свернув в пущу с обхода или со стороны Пружан, сперва придется проехать около 8 км по гравийке — не худшего, надо признать, качества, но все же гравийке, которая пылит в сухую погоду и раскисает после обильного дождя. Интересно, что как только вы проедете эти 8 км и окажетесь на территории Гродненской области, гравийка тут же сменяется шикарным асфальтом, уложенным совсем недавно. Впереди Новый Двор, а еще через десяток километров — опять пересечение с Р 98, ведущей в сторону Свислочи. В общей сложности этот отрезок «от обхода до обхода» занимает 24 км. Если же поехать прямо, не сворачивая на Новый Двор, придется делать петлю в 54 км. Итого путь удлинится ровно на 30 км! Невольно возникает вопрос: почему проектировщики не «срезали» дорогу, не предусмотрели обходной маневр? Ведь асфальтированная дуга фактически оказывается бесполезной как для любителей природы (Беловежская пуща остается у них в стороне), так и для транзитников, едущих из Бреста в Гродно или в обратном направлении.

Официальное объяснение — дескать, дорога должна проходить вдоль границы национального парка. Другой вопрос — можно ли внести поправку и заасфальтировать оставшиеся 8 км на границе двух областей? Специалисты утверждают, что цена вопроса — 25 млрд рублей. По официальной информации, в ближайшее время реконструкция этого участка дороги Р 47 не планируется. И все же попробуем соотнести затраты с очевидными, на наш взгляд, «плюсами» укладки 8 км твердого покрытия. Во-первых, трасса Р 47 имеет республиканское значение, по ней курсируют автобусы Брест — Гродно. Во-вторых, только этот маршрут позволяет максимально сократить расстояние между двумя областными центрами — с нынешних 270 до 240 км. Асфальтирование последнего гравийного участка при хорошей рекламе может оживить весь обход, перетянуть на него солидную часть трафика со старой слонимской трассы. В перспективе это создаст условия для развития придорожного сервиса. И, наконец, в-третьих: часть дороги пройдет через Беловежскую пущу, что также позволит увеличить поток туристов. Р 98 можно будет закольцевать с Р 47, проложив, таким образом, новый туристический маршрут через Свислочь — Новый Двор — Пружаны.

Без этого отрезка сам пущанский обход представляется неполным — словно не на 100, а на 98 процентов. В нем не хватает изюминки, некой точки бифуркации, подталкивающей автомобилистов к посещению знаменитого леса. Можно, конечно, поехать и по гравийке — скажут скептики. Теоретически — да. А практически... Кто ж захочет нырнуть в пыль да грязь, пусть даже десять минут трястись на ухабах? Другое дело — рейсовые автобусы. Здесь нет выбора. Их пассажиры по старой белорусской традиции все стерпят и возмущаться не станут. Но мы же хотим, чтоб иностранцы к нам ехали...


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта