Семь чудес Беларуси

Татьяна Подплутова, интернет-сайт "Проза.ру", 03.10.2013

В список семи чудес Беларуси, по версии читателей, вошли Беловежская пуща, Бобруйская крепость, Брестская крепость, костел в деревне Будслав, Мирский замок, озеро Нарочь, Софийский собор в Полоцке.

Человечество на протяжении своей запутанной истории повторяет одни и те же ошибки. Это относится не только к нашему государству, такое повторялось и в Испании, и в Италии, и Греции, и в других. Сначала строят, а потом разрушают в войнах и грабежах, а далее идет восстановление. Также памятники старины подвергаются и природным взаимодействиям.

Что же такое Беловежская пуща? Беловежская пуща - наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса, которой в доисторические времена произрастал на территории Европы. Постепенно лес был вырублен, но в относительно нетронутом состоянии в виде крупного массива сохранился только в Беловежском регионе на территории современной Беларуси и Польши. Беловежскую пущу относят к эко региону под названием «сарматский смешанный лес». Через Беловежскую пущу проходит государственная граница между Республикой Польша и Республикой Беларусь. Рядом с пущей находится водораздел Балтийского и Чёрного морей. Для сохранения уникальной природы в Беловежской пуще выделены четыре функциональные зоны с различным режимом охраны: заповедная зона, зона регулируемого пользования, рекреационная и хозяйственная зоны.

Название происходит от названия центрального населённого пункта Белая вежа, находящегося сейчас на территории Польши. Беловежская пуща является уникальным и крупнейшим массивом древних лесов, типичных для равнин Средней Европы. Под лесом 86 % территории. Преобладают сосновые леса (59,3 %).

Средний возраст деревьев в лесах Беловежской пущи составляет 81 год, на отдельных участках леса деревья имеют возраст 250—350 лет и диаметр до 150 см. В пуще зарегистрированы деревья-великаны, которых более тысячи (Царь-дуб и другие 400 — 600-летние дубы, 250 — 350-летние ясени и сосны, 200 — 250-летние ели). Ель — самая высокая порода беловежских лесов: до 50 м высотой. Беловежская пуща по числу видов растений и животных не имеет себе равных в Европе. В Пуще произрастают 958 видов сосудистых споровых и семенных растений. Зарегистрировано 260 видов мхов и мохообразных, более 290 видов лишайников и 570 видов грибов. В списке фауны Беловежской пущи насчитывается 59 видов млекопитающих, 227 видов птиц, 7 видов пресмыкающихся, 11 видов земноводных, 24 вида рыб и более 11 000 беспозвоночных животных.

Здесь обитает самая крупная в мире популяция зубров. Из крупных травоядных животных встречаются благородный олень, дикий кабан, косуля и лось, из хищников обитают волк, лисица, рысь, барсук, куница лесная, выдра и другие. О животном и растительном мире Беловежской пущи рассказывает музей природы, расположенный на территории парка. Зубров, медведей, оленей и других обитателей пущи можно увидеть в вольерах.

Первые письменные упоминания о Беловежской пуще датируются 983 годом. В конце XIV века великий князь Великого княжества Литовского Ягайло объявил пущу заповедной и установил здесь запрет на охоту. В 1588 г. был издан Лесной устав, запрещающий здесь также рубку леса. С 1795 г. территория Беловежской пущи вошла в состав Российской империи, после Первой мировой войны – Польши, с 1939 г. входит в состав Беларуси. Все крупные войны, проходившие на территории этих государств, наносили значительный урон заповедному лесу. Особенно он пострадал во время Наполеоновских войн, а также Первой и Второй мировых войн. В 1939 г. Беловежская пуща объявлена государственным заповедником, а в 1945 г. часть ее была передана соседней Польше.

В 1992 году решением ЮНЕСКО Государственный национальный парк «Беловежская пуща» включён в Список Всемирного наследия человечества. В 1993 году ему присвоен статус биосферного заповедника, а в 1997 году он награждён дипломом Совета Европы.

Бобруйская крепость. 20 июня 1810 года императором Александром I был утверждён план Бобруйской крепости, разработанный К. Опперманом. Карл Опперман родился в 1765 году в немецком городе Дармштадте. В 1783 г. (в 18 лет) он обратился к российской императрице Екатерине II с прошением о принятии в российское подданство и был принят в качестве инженера в Российский инженерный корпус. Участвуя в военных действиях, как специалист по фортификации, К. Опперман завоевал репутацию одаренного инженера. В 1809 г. его назначают инспектором инженерного корпуса. В 1810-1811 г.г. генерал-майор К. Опперман руководил строительством крепостей в г. Динабурге и г. Бобруйске. В 1829 году Николай I присвоил ему графский титул, через год – наградил высшим орденом Св. Андрея Первозванного. После смерти графа К. Оппермана в 1831 г. его имя было присвоено новой оборонительной башне в Бобруйской крепости.

Крепость в Бобруйске должна была служить опорным пунктом в Полесье и плацдармом для сбора войск, в случае войны России на западе. По проекту Оппермана крепость намечена была у правого берега реки Березины, при устье реки Бобруйки. Работы велись интенсивно и к концу 1811 года все форты, направленные на север, запад и юг, обладали уже внушительной оборонительной силой. Основная оборонная линия крепости состояла из 8 бастионов. Бобруйскую крепость причислили к первому классу оборонительных сооружений Российской империи, она считалась одной из лучших, так как была оснащена по последнему слову европейского военного искусства периода развития гладкоствольной артиллерии. Её возводили тысячи солдат и крепостных крестьян Могилёвской, Минской, Черниговской губерний. Материалы доставлялись с Украины, Карелии, Кавказа, Урала.

К началу войны 1812 года на вооружение крепости было поставлено более 300 орудий, гарнизон её насчитывал около 4 тысяч человек. Крепость считалась важным опорным пунктом русской армии на пути южного стратегического фланга наполеоновских войск. В начале войны 1812 года она сыграла значительную роль в обеспечении движения 2-й Западной армии Петра Ивановича Багратиона. За время нахождения в Бобруйске 6-8 июля 1812 г. 2-я армия пополнила здесь запасы продовольствия, получила подкрепление (около 1,5 тыс. человек), оставила в крепости больных и раненых, что позволило ей благополучно соединиться с 1-й армией под командованием Барклая де Толли в Смоленске. Военными историками отмечается важная роль Бобруйской фортеции в войне 1812 г. «Ни одна крепость России никогда не была столь полезною, как Бобруйск в 1812 году».

С Бобруйском связаны события декабристского движения в России. В крепости была расквартирована 9-ая пехотная дивизия, среди офицеров которой были члены тайных обществ. Именно здесь в мае 1823 г. был разработан «Бобруйский план» вооружённого восстания, который предусматривал арест императора Александра 1. Известны авторы проекта: офицеры С. Муравьёв-Апостол, М. Бестужев-Рюмин. Однако руководителями Южного общества план был отклонён «ввиду его недостаточной подготовленности». В крепости служили будущие декабристы. После подавления восстания на Сенатской площади здесь отбывали наказание В.Дивов, М.Бодиско, С.Трусов, В.Норов и др. Комендантом Бобруйской крепости в 1865-1868 гг. был Михаил Иванович Пущин.

С июня 1919 г. по июль 1920 г. интервенты создали в крепости концлагерь для пленных красноармейцев, где были ужасающие условия содержания для узников. В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики разместили здесь крупный концентрационный лагерь для советских военнопленных №131.

Брестская крепость - в черте города Бреста в Белоруссии, у впадения реки Мухавец в Западный Буг. «Когда говорят о мужестве, вспоминают Брест, когда говорят об испытаниях, вспоминают Брест, когда говорят о жизнях, отданных за нашу землю, вспоминают Брест. Это общее для нас начало войны, символ этого начала — трагического и героического. И когда мы говорим «Брест», ведь это мы думаем не только о защитниках Бреста, мы думаем вообще о том, как выстояли, как остановили врага, как разрушили его планы, как немцы не дошли за 6 недель до Москвы, как рухнул блицкриг, как они проигрывали войну» (Константин Симонов). Цитадель крепости, или Центральное укрепление, представляло собой две двухэтажные казармы из красного кирпича 1,8 км в окружности. Цитадель, имевшая стены двухметровой толщины, насчитывала 500 казематов, рассчитанных на 12 тысяч человек. Центральное укрепление находится на острове, образованном Бугом и двумя рукавами реки Муховец. С этим островом подъёмными мостами связаны три искусственных острова, образованные рекой Муховец и рвами.

Обороне Брестской крепости посвящён целый ряд художественных фильмов: «Бессмертный гарнизон» (1956), «Битва за Москву» (фильм первый «Агрессия», одна из сюжетных линий, 1985); «Я — русский солдат» (по книге Бориса Васильева «В списках не значился», 1995), совместный российско-белорусский «Брестская крепость» (2010), а также документальный «Брестская крепость. Пересечение войск», снятый Михаилом Грушиным в 2009 г. В 2010 году каналом НТВ выпущен телефильм Алексея Пивоварова «Брест. Крепостные герои».

С этого времени Брестская крепость становится символом непоколебимой стойкости советского народа и важным символом официальной патриотической пропаганды.

8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. С 1971 года является мемориальным комплексом. К площади Церемониалов примыкают здание Музея обороны Брестской крепости и руины Белого дворца. Композиционным центром является главный монумент «Мужество», на его обратной стороне размещены рельефные композиции, рассказывающие об отдельных эпизодах героической обороны крепости. В 3-ярусном некрополе, композиционно связанном с монументом, захоронены останки 850 человек. Перед руинами бывшего инженерного управления горит Вечный огонь Славы. На обзорной площадке сохранились руины казарм 333-го стрелкового полка и других оборонительных и жилых сооружений.

9 мая 1972 года на Пост № 1 у Вечного огня Брестской крепости впервые заступили юнармейцы. 24 сентября 1984 года открыт музей Поста № 1 «Мальчишки бессмертного Бреста». 23 февраля 1992 года на территории мемориала был открыт музей «Боевой славы авиаторов».

Следующее чудо – костел в деревне Будслав. Тихую и уютную деревню Будслав, что в 200 км от Витебска, ежегодно посещают паломники из России, Украины, Польши, Литвы и Латвии. Здесь находится один из самых почитаемых белорусских костёлов, в стенах которого хранится чудотворная икона Матери Божьей Будславской.

Храм объявлен папой римским национальным актуарием, что в переводе с латыни означает «святое место», «святилище». Место это действительно святое — в 1588 году в Будславе было явление Богородицы.

История Будслава началась в 1504 году, когда Великий князь польский и литовский Александр основал в дремучем лесу на реке Сервечь поселение монахов-бернардинцев. Монахи, направленные сюда из тогдашней столицы Великого княжества Литовского Вильно, должны были вырубать лес и сплавлять его вниз по реке Вилии. Первым делом братья-бернардинцы построили для себя деревянные жилища-шалаши (по-белорусски — «буды»), откуда и пошло название посёлка — Буда. К концу XVI века монахи воздвигли деревянную часовню-костёл, и вскоре это место так прославилось своими святынями, что его стали величать не иначе как Буда Славная, а позднее — Будслав. Однажды десятки прихожан стали свидетелями чуда, после чего Будслав признали источником божьей благодати. «После утренней литургии люди увидели в небе облако, излучавшее свет на часовню и кельи. В облаке появилась Пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, окружённая ангелами», — так описывал явление Богородицы бернардинский летописец Томаш Дыгонев. В 1643 году архитектор из Полоцка Андрей Кромер перестроил костёл в камне. К 1767 году число прихожан и паломников настолько возросло, что для них построили новый костёл, в 8 раз превосходящий старый по площади. Старое здание не полностью исчезло, с использованием его фрагментов рядом с костёлом воздвигли часовню святой Варвары, где и сегодня можно увидеть древний алтарь.

Будславский костёл, выстроенный в стиле позднего барокко, к настоящему времени практически не изменил свой облик. Центральный неф, в глубине которого установлен алтарь, сильно растянут по сравнению с боковыми. Чтобы разместить как можно больше верующих вблизи алтаря, к храму пристроили трансепт. Место пересечения трансепта с продольными нефами увенчано куполом, скрытым внутри крыши. Фасад костёла обильно декорирован пилястрами, резными капителями и полуколоннами. Богато украшенная центральная часть здания завершена фронтоном, похожим на фигурный гребень. В убранстве костёла пластика форм достигла совершенства. Интерьеры расписаны так искусно, что лишь вплотную подойдя к колоннам, можно обнаружить, что на самом деле их нет — это не скульптура, а объёмная живопись.

В алтаре костёла хранится икона Будславской Божьей Матери, признанная главной католической святыней Белоруссии. В 1598 году минский воевода Ян Пац получил эту икону в подарок от папы римского Климентия VIII в связи с принятием католичества. После смерти Паца икона досталась его придворному священнику Исаку Солокаю. В 1613 году Солокай, совершив паломничество в Будслав, под впечатлением от мессы и по просьбе монахов пожертвовал святыню костёлу. В XVII веке глава бернардинцев Флориан Колецкий подарил иконе серебряный оклад с арабесковым орнаментом, который и сегодня сохраняет святыню. На самой иконе изображена Божья Матерь с младенцем на руках. Правой рукой Иисус благословляет, а в левой — держит плод граната, символизирующий бессмертие и воскрешение. Впервые чудо исцеления икона явила в 1617 году — к 5-летнему мальчику Иосафату Тышкевичу вернулось зрение, как только он переступил костёльный порог. В благодарность Иосафат стал монахом. По милости божьей Регинальд Тышкевич избавился от эпилепсии, мучающей его 7 лет. Пани Полония Ягальская исцелилась от паралича ног. Эти чудеса исцеления и ещё 40 случаев оздоровления, прославивших икону, были описаны настоятелем Элевтерием Зелеевичем в книге «Зодиак на земле» в 1650 году. В годы Великой Отечественной войны икона Богоматери уберегла Будслав от разрушения. Хотя через Будслав трижды проходила линия фронта, ни один снаряд не упал на посёлок и костёл.

В 1994 году Папа Римский Иоанн Павел II присвоил костёлу почётный титул малой базилики, что подчёркивает особую связь белорусского храма со Святым Престолом в Ватикане. Стоит отметить, что великих базилик в мире всего пять — четыре в Риме и одна в Иерусалиме, а статуса малой базилики удостоена 1601 церковь. В 1998 году в знак благодарности за чудеса на земле состоялась коронация иконы Будславской Божьей Матери. Кардинал Римско-католической церкви Казимир Свёнтек возложил папские короны на икону, объявив её покровительницей всей Белоруссии. 2 июня 2007 года во время ежегодных торжеств, посвящённых восхвалению Будславской Божьей Матери, возле костёла установили необычный крест. Он изготовлен из древесины, вырубленной 500 лет назад монахами-бернардинцами в здешних лесах. Эти исторические брёвна изъяли из стен Виленского монастыря и доставили из Вильнюса тем же путём, что и 5 веков назад — по реке на лодках. Сегодня каждый паломник может прикоснуться к историческому кресту и попросить заступничества у Будславской Божьей Матери.

Костел имеет уникальную архитектуру и второго такого не найти на просторах бывшей Речи Посполитой. Размеры костела поражают, около 50 метров в ширину и 62 метра в длину, это очень красивый памятник архитектуры эпохи позднего барокко.

Мирский замок — оборонительное укрепление и резиденция в городском посёлке Мир Гродненской области. Памятник архитектуры, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (с 2000 года). До 1568 года хозяевами были Ильиничи, потом — Радзивиллы (до 1828), Витгенштейны (до 1891). Последними владельцами замка были Святополк-Мирские (до 1939), после чего замок стал государственной собственностью.

Мирский замок — это каменное строение, основная часть которого воздвигнута в XVI—XVII веках в непосредственной близости от местечка Мир. По мнению исследователей, ранее на его месте была расположена феодальная усадьба. Замок окружает равнинная местность, невдалеке от замка протекает река Миранка.

Цель постройки замка неизвестна. Учитывая, что Мир в то время был достаточно спокойным местом, предполагают, что замок был сооружён из соображений престижа. В то же время, замок имеет стены толщиной 2 м в верхней части и 3 м в нижней. Стены и башни выложены трехслойной смешанной кладкой из кирпича и камня, что говорит о хорошей обороноспособности всего строения. В нижней части стен были прорезаны оружейные бойницы, а западная и северная стена со стороны двора имела боевые галереи с сосновыми парапетам.

Владельцы замка Ильиничи не смогли завершить строительство — их род пресёкся в 1568 году. Новые владельцы — Радзивиллы — реанимируют проект, внося в облик крепости ренессансные черты. Особый вклад в строительство внёс Николай Христофор Радзивилл Сиротка. Замок предстал в новом обличии. Он окружён земляным валом, высота которого достигает 9 м. А по углам располагаются оборонительные бастионы. Вал окружал ров, который наполнен водой благодаря запруженному Замковому ручью и речке Миранке. У ворот замка возвели предбрамье, вход предваряет портал из резного серого камня. Попасть в замок стало возможным только через подъёмный мост, перекинутый через котлован. Так как замок являлся постоянной резиденцией графов Радзивиллов, в замковый комплекс был включён, предусмотренный еще первоначальным проектом, трехэтажный дворец, воздвигнутый архитектором Мартином Заборовским во внутреннем дворе у северной и восточной стен. Первый этаж и подземелье дворца использовались в качестве оружейной и склада с продовольствием, на втором этаже размещались лакеи и администрация графства, на третьем — княжеские покои. За северным валом был разбит «итальянский» сад, соединенный с графскими покоями лестницей и каменным мостом.

Замок представляет собой квадратное в плане сооружение с выступающими по углам башнями высотой около 25 м. Пятая, западная башня, является воротной, и некогда имела подъемный мост через широкий ров. Толщина стен достигала 3 м при высоте около 13 м. Система из двух рядов бойниц обеспечивала круговой обстрел.

Обширные подземелья замка образуют сложную систему вспомогательных помещений, по площади превосходящую наземную часть сооружения в несколько раз. Сам замок выстроен из простого красного кирпича, украшенного белёными вставками, проёмами и орнаментальными поясами.

Замок сильно пострадал в 1655 г. во время русско-польской войны. Во время Северной войны (1705 г.) его штурмовали и сожгли шведы. В 1794 г. во время подавления восстания Т. Костюшко замок взяли штурмом царские войска. Под его стенами 9-14 июля 1812 г. происходили жестокие сражения между арьергардом 2-й русской армии Багратиона - кавалерией генерала Платова и французской кавалерией маршала Даву. Во время боев были разрушены и сожжены дворец, одна башня, повреждены внешние бастионные укрепления. Повторно новое сражение под стенами замка произошло 10-11 ноября 1812 г.

Все башни замка сделаны одинаково: 4-гранная основа и 8-гранный сужающийся верх. Архитектурная обработка их фасадов основывается на чередовании различных по форме и размерам декоративных ниш, тяг и орнаментальных поясов. Такой прием был широко распространен как в гражданском, так и в культовом белорусском зодчестве XVI в.

По всему периметру стен на высоте около 8 м от земли проходит орнаментальный пояс шириной около 70 см из шести рядов кирпичной кладки. Побеленный известью, этот пояс выразительно читался на красном фоне кирпичной стены, как и другой орнаментальный пояс, который шел по самому ее верху.

Все башни Мирского замка конструктивно и стилистически близки между собой и одновременно каждая из них имеет свое индивидуальное архитектурное обличье. Художественное совершенство фасада замка особенно подчеркивается продуманностью и слитностью орнаментальных поясов башен. Благодаря этому все элементы замка связываются в целостную архитектурную композицию, а их нарядность и величественность как бы отодвигают мощь стен на второй план, создавая законченный образ неповторимого сооружения, не имеющего аналогий на близлежащих землях Прибалтики, Польши и России.

Башни поставлены с таким расчетом, чтобы удобно было вести фланговый огонь вдоль стен и поражать цель на подступах к ним. Большинство бойниц предназначалось для стрельбы из пушек. Все башни спланированы как самостоятельные узлы обороны: на случай прорыва противника внутрь двора и штурма извне из них можно было вести круговой обстрел. Каждая башня имела по 5 ярусов боев с большим количеством бойниц и сложную систему внутренних переходов. Завершались башни бойницами - машикулями, позволявшими защищать непосредственные подступы к стенам. Через них могли сбрасывать на врага камни, гранаты, лить кипяток либо смолу.

Комплекс Мирского замка и сегодня удивляет своей архитектурной гармонией, слитностью с природой, рационализмом и продуманностью всех оборонных сооружений, простотой и лаконизмом форм.

Возле замка можно прокатиться на коне, на лодке, сделать фото в историческом костюме, пострелять из лука и арбалета.

Следующее чудо - зеро Нарочь — самое большое озеро в Белоруссии. Расположено в бассейне реки Нарочь, в Мядельском районе Минской области. Входит в группу озер ( Мястро, Баторино, Бледное, Нарочь). В Нарочи обитает двадцать два вида рыб (в том числе угорь), из них наиболее крупная — щука.

Озеро Нарочь возникло несколько тысячелетий назад, при отступлении ледника. Вода от таявшего льда образовала огромное водное пространство, из которого впоследствии, с понижением уровня воды, выделились озёра, образовавшие Нарочанскую группу. А вообще на территории Нарочанского национального парка сосредоточено около 40 озёр. Самое большое из них — озеро Нарочь, которое называют «Белорусским морем». Этот водоём настолько огромен, что в пасмурную погоду за линией горизонта невозможно разглядеть противоположный берег.

С происхождением озера Нарочь связана очень интересная легенда о трагической любви. В стародавние времена на месте Нарочанских озёр произрастал дремучий лес, на окраине которого стояла избушка, где жил лесник с красавицей дочерью Галиной. Был у Галины жених по имени Василёк, храбрец и мастер на все руки. Юноша смастерил волшебное зеркало из родниковых песчинок и подарил его своей возлюбленной. Вглядевшись в прозрачную глубину зеркала, можно было узнать свою судьбу. Однажды к Галине посватался старый, богатый пан, но девушка ему отказала. Тогда богатей выкрал дочь лесника, а Василёк проник в чертог ненавистного барина и убил его. Слуги ринулись в погоню за беглецами. Отправив невесту домой, Василек принялся отвлекать внимание преследователей. Галина прискакала на лошади к тому месту, где стояла её избушка, и увидела лишь одно пепелище. Надеясь на возвращение Василька, девушка заглянула в волшебное зеркальце и вместо своего отражения увидела в нём, что убитый Василёк покоится на холме, и кружит над ним чёрный ворон. В отчаянии Галина выронила зеркало из рук, и серебристые осколки превратились в озёра Нарочанского края. Девушка приняла облик чайки. В ясную погоду она парит над гладью Нарочи и зовёт своего Василька.

Озеро Нарочь — курортный центр Белоруссии. В Нарочанское озеро впадает два десятка ручьев, и самая короткая река Белоруссии — Скема. Вытекает из «Белорусского моря» лишь одна река Нарочь, крутые берега которой изобилуют родниками. На северо-западном берегу озера Нарочь выстроен курортный посёлок с одноимённым названием. В окружении хвойно-лиственных лесов Нарочи расположились многоэтажные корпуса санаториев, туристические базы, дома отдыха и детский оздоровительный лагерь «Зубрёнок». На пляжах санаториев оборудованы лодочные станции и душевые кабины. При домах отдыха благоустроены костровые поляны с мангалами для любителей пикников на природе.

Вода в озере очень чистая (кое-где дно просматривается до глубины 6 метров), что создаёт условия для выращивания лососёвых рыб. Сегодня трофеями рыбака могут стать 25 видов рыб: угорь, линь, щука, лещ, амурский сазан, окунь и др. На озере нет недостатка не только в рыбе, но и птице. Здесь гнездятся редкие виды птиц для Белоруссии лебедь-шипун, малая крачка и малая поганка. Любительская охота и рыболовство на озере Нарочь платные. Охотникам обычно удаётся подстрелить тетерева или глухаря, более везучие увозят с собой рога лося, оленя, косули, дикого кабана. Для туристов, отдыхающих в санаториях Нарочи, организуются экскурсии в заказник «Голубые озера», в посёлок Будслав, известный старинным костёлом, и деревню Мосар с великолепным дендрарием и храмом Святой Анны.

Софийский собор — кафедральный собор города Полоцка. Первоначально построен между 1030—1060 годами. Разрушен в 1710 году и в середине XVIII века восстановлен в стиле виленского барокко.

Софийский собор в Полоцке является одной из самых древних христианских святынь на Беларуси. Изначально, собор, был деревянным. В 1044-66 гг. собор приобрел вид каменного храма и стал четвертым в мире храмом святой Софии. Собор входил в состав Верхнего замка — деревянного кремля с княжескими палатами, монастырем и площадью. Построенный как сильнейшее сооружение (толщина стен 1,45 м), храм являлся крепостью. Храм являл собой воплощение государственности, политической и экономичной мощности Полоцкого княжества. Софийский собор постоянно украшался и часто перестраивался. Своей прелестью храм впечатлил и царя Ивана Грозного, когда тот в 1563 г. вошел с армией в границы Великого княжества Литовского. Храм являлся не только главным храмом западнославянского православия, но и крупным культурно-просветительским центром, усыпальницей полоцких князей. Тут принимали послов, провозглашали войну и мир, сохраняли государственную казну и религиозные святыни.

После восстановления в 1750 году собор стал представлять собой трехнефную одно апсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле поздне белорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой. От росписей на алтарной преграде сохранились: копия известной фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Спас Нерукотворный.

Внизу и вокруг бежит река, в которой отражаются очертания собора. А к вечеру, когда солнце начинает перетекать к облакам, все выглядит величественно. Эта вечность, замерла, и только дух витает над всей красотой и недвижимостью, устроенной природой. А вокруг этой тишины и спокойствия кипит жизнь, шумит город. И долетают сюда в этот отрешенный мир отчетливые гудки и шумы из другого мира.

Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. В концертном зале Софийского собора ежегодно в апреле и ноябре проходят фестивали старинной и современной камерной и органной музыки, самый знаменитый из них - фестиваль «Званы Софии», каждое воскресенье — концерты органной музыки в исполнении солистки концертного зала.


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта