От экологического образования школьников к ноосферной экономике и социальной политике

Елена КЕДИК, газета "Свислочская газета", 19.10.2012

Семинар «Ноосферный вектор в процессе формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению», посвященный 150-летию со дня рождения естествоиспытателя, мыслителя и общественного деятеля В. И. Вернадского, прошел на базе Новодворской СШ с участием представителей местной власти, областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, Академии последипломного образования, руководителей и педагогов школ района и г. Слонима. Мероприятие стало стартовой площадкой проекта «Внедрение модели системно-модульного обеспечения полипрофориентационного компонента современной образовательной среды», который будет действовать в данном учреждении образования на протяжении нескольких лет. Суть этого сложного научного названия проекта сводится к тому, чтобы научить ребенка в школе пониманию единства природы и человека. Ты будешь успешен, если научишься жить в гармонии с природой. И не важно, кем ты станешь. В будущем приобретенный тобой иммунитет-мировоззрение «не навреди природе», «действуй разумно по отношению к окружающему миру» будет в состоянии отличить, какая деятельность полезна, а от какой следует отказаться, так как она наносит ущерб природе, а, следовательно, и тебе.

Прежде чем приступить к обсуждению темы мероприятия, гостям была представлена визитка школы, отразившая наработки многолетней кропотливой работы учащихся и педагогов.

Ноосфера (от греч. «разум» и «шар») – сфера разума; сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Обсуждение перспектив использования ноосферной парадигмы образования состоялось за «круглым столом» в кабинете биологии.

Виктор Алексеевич СУББОТКА,
заместитель председателя райисполкома:
– Тема, которая обозначена для обсуждения, безусловно, актуальна. Говоря о профориентации и самоопределении старшеклассников, следует отметить, что в районе проводится системная работа по данному направлению. Это и ярмарки-вакансии, встречи с представителями учебных заведений, местной власти, руководителями предприятий, школа молодых специалистов. Сегодня инновации внедряются в промышленность, в сферы образования и культуры. Без этого невозможно движение вперед. От нас зависит, какого выпускника мы подготовим и как он будет владеть приобретенными навыками и знаниями в нашем динамично развивающемся мире.

Елена Викторовна ЛУЦЕВИЧ,
научный консультант инновационного проекта, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления сферы образования Академии последипломного образования:
– Программа сотрудничества с Новодворской СШ и ее учащимися заключается в содержании инновационного проекта, который рассчитан на три года. Мы будем готовить учащихся так, чтобы из стен школы они вышли с ноосферным мировоззрением, пониманием того, что сохранение жизни на планете Земля будет зависеть от личностных качеств, способностей и взглядов молодых людей, которые будут вступать в самостоятельную профессиональную жизнь. Ну а какими делами будем заниматься в рамках проекта? За основу возьмем тот проект, те наработки, которые уже накопила школа, внедряя их в практику в контексте экологического образования. Наслаивая на этот контекст идеи В. И. Вернадского, других русских космистов, преломляя их к сегодняшней практике, к сегодняшнему быстротечному ритму жизни, будем стараться формировать в себе чувства ответственности, творческого отношения к делу. Начнем с практических дел в школе, с профессиональных проб, имеющих отношение к профессии или образовательной траектории, преумножая вклад в сохранение и обогащение Беловежской пущи. Думаю, что в конечном итоге из школы выйдут граждане с новым мышлением, взглядом, отношением к своему предназначению в будущем.

Светлана Ивановна ДМИТРИЕВА,
заместитель председателя областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:
– Сегодня экологические проблемы должны стать личностными проблемами. Умение жить по экологическим законам, иметь внутреннюю экологическую культуру – это как элементарные навыки санитарной личной гигиены. Мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром. Какие руководители стоят у руля, как они ведут свою практическую деятельность, задумываются ли они, что от их управления чувствует природа, такие мы получаем результаты. Поэтому преобразовать природу можно, преобразив свою душу. Главнейшим фактором ноосферной культуры является духовность.

Алла Николаевна СОПИКОВА,
директор средней школы №9 г. Слонима:
– В руках педагога судьбы детей. Именно от нас с вами зависит, каким за порог школы выйдет ученик. А это значит, что от нас зависит будущее страны. И если мы хотим, чтобы это будущее было, мы должны заботиться не только о том, с какими знаниями покинет школу выпускник. Мы должны понимать и важность того, с какими мыслями, с каким отношением к самому себе, к обществу, к стране и, в целом, к нашему миру мы выпустим своих учеников в самостоятельную жизнь. Поэтому так важен сегодняшний разговор, и поэтому так важно воспитывать ноосферное мышление у учащихся. Ноосферная экономика и политика это как раз тот уровень, на который должно подняться наше общество, и я верю, что оно достигнет его.

Алла Ивановна ГОНЧАРЕВИЧ,
директор Новодворской СШ:
– Каждое учреждение образования – это своеобразная субстанция со своим статусом, традициями и укладом, манерами общения, ценностями и правилами. Одной из образовательных задач сельской школы является формирование у подрастающего поколения понимания своего органического единства с окружающей средой и убеждение в том, что улучшение жизни зависит, прежде всего, от сохранения среды обитания. Окружающая среда становится важнейшим педагогическим средством в воспитании индивида, а экологическая работа – одним из путей развития сельской школы в современных условиях. Нам повезло. Буквально за забором школы находится Беловежская пуща и до болота Дикого, известного на всю Европу, рукой подать. Поэтому наши ученики получают знания не только из учебников, но и сами проводят научные исследования, успешно реализуют экологические проекты, сотрудничают с белорусскими учеными.

Практической частью семинара стала посадка пришкольного яблоневого сада и экскурсия по экологической тропе, которая размещается на территории Беловежской пущи.

Елена КЕДИК.
Фото Григория ШИРЯЕВА.

На снимках: О содержании проекта рассказывает Е. В. Луцевич; Во время презентации книги П. Г. Никитенко «Ноосферная экономика и социальная политика»; Опытом делится А. Н. Сопикова; Выставка проектов Новодворской СШ; Экскурсия по экологической тропе; В посадке сада участвуют А.И. Гончаревич и Е. В. Луцевич.


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта