Игорь Качановский: «Среди наиболее актуальных вопросов сегодня – как должна развиваться «заповедная наука»

Интернет-сайт "Дикая природа", 21.09.2012

Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь» состоится 24-26 сентября 2012 года на базе ГПУ «Березинский биосферный заповедник». За последние несколько лет в сфере ООПТ проявились определенные проблемы, которые требуют к себе серьезного внимания: не во всем успешно складывается взаимодействие научной и хозяйственной деятельности в природоохранных учреждениях, по-разному видится роль эколого-туристического направления. Какие из актуальных вопросов выносятся на обсуждение в этот раз?

Редакция Wildlife.by попросила рассказать подробнее начальника управления природных комплексов и сельского хозяйства Управления делами Президента Республики Беларусь, кандидата биологических наук Игоря Михайловича КАЧАНОВСКОГО.

– Совершенствование деятельности заповедников, национальных парков и других ООПТ в нашей стране находится в постоянной динамике. Среди наиболее актуальных тем на сегодняшний день – как должна развиваться «заповедная наука». Стопроцентно бюджетное финансирование в рыночных условиях неправомерно. В этом году данный вопрос уже поднимался на совещании у Главы государства. Мы обратились за рекомендациями в Госкомитет по науке и технологиям, в Национальную академию наук для принятия совместного решения, в каком направлении пойдет реформирование научной работы в государственных природоохранных учреждениях.

Предложено провести совместно с НАН Беларуси широкое обсуждение проблемы при активном участии специалистов природоохранных учреждений, сотрудников ведущих профильных вузов, научных сотрудников ООПТ и др. Уже состоялись первые беседы с руководителями ООПТ и их заместителями по научной работе. Были обозначены основные положения, которые и выносятся для дискуссий на конференцию в Березинском заповеднике.

Решение видится таким: фундаментальной наукой будет заниматься НАН Беларуси и ее подразделения, проводя научно-исследовательскую работу на территории ООПТ и оказывая необходимую консультативную помощь. Наука же непосредственно в самих нацпарках, заповедниках должна иметь прикладное значение, т.е. выливаться в какие-то конкретные природоохранные мероприятия самого учреждения. Например, заложить экологическую тропу, помочь туристическому отделу воплотить идею эколого-просветительского характера.

К сожалению, иные научные сотрудники в заповедниках работают сегодня в том же режиме, как и 20 лет назад, в лесу бывают все реже, прилипли к компьютеру (раньше к книжкам в библиотеке), расширяют собственный кругозор за бюджетные деньги. А каков их конкретный вклад в развитие своего учреждения? Статьи, публикации – все это хорошо, дополнительный бонус, но наряду с этим научный сотрудник вполне может сопровождать туристов (и не только зарубежных) в специализированных – орнитологических, ботанических и других турах, чтобы грамотно ответить на любой их вопрос, вызвать интерес к своему ООПТ. Нельзя относиться к туристам как к «серой массе». Недавно в НП «Нарочанский» был такой случай. На экскурсии по Парку редких растений один из гостей обратил внимание …на два растения из Красной книги, которые не были отмечены здесь ранее сотрудниками ООПТ.

Сегодня экологический туризм в национальных парках и заповедниках во всем мире приносит немалые доходы, и мы тоже должны делать на него определенную ставку, развивать это направление, причем, на высоком качественном уровне. Разве не абсурдно, когда научные сотрудники критикуют экотропы своих же заповедников, при этом сами они упорно дистанцировались на этапе их создания.

Есть еще одна подмеченная в ООПТ и, к сожалению, неблагоприятная тенденция. Тех научных сотрудников, которые не выходят из кабинетов и «зависли» у компьютеров, стали нагружать «бумажной работой». Подготовить справки, сделать выборку и т.п. И эта их деятельность стала явно доминировать над полевыми работами - бумаг пишут все больше, а реальных наблюдений и исследований все меньше.

Конечно же, должен существовать взвешенный, продуманный подход в вопросе «наука–практика», проблему эту мы видим, но оптимальное решение пока не найдено.

- А если воспользоваться «подсказкой друга» и перенять чей-то интересный зарубежный опыт?

- Международный опыт постоянно изучаем, но скопировать его невозможно, нужно учитывать реальные задачи и условия. Так, например, у нас тесные связи с Россией. И еще совсем недавно они учились у нас организации природоохранных мероприятий. Но сейчас, будем честными, они ушли вперед. Это особенно ясно стало во время дискуссий на семинаре в НП «Беловежская пуща» в июне этого года, где состоялся разноплановый обмен мнениями о проблемах и перспективах особо охраняемых природных территорий. Данное мероприятие серьезного уровня, оно было запланировано в графике работы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России на 2012 год.

Основные направления в деятельности российских ООПТ сегодня: экопросвещение – наука – охрана природных территорий. Хозяйственной деятельностью они практически не занимаются. У нас другая реальность. Наши ООПТ являются крупными хозяйствующими субъектами. Они ведут различные виды деятельности: лесное хозяйство, сельское, охотничье, занимаются организацией любительского лова рыбы, рекреационным туризмом; им доведены планы по темпам роста, экспорту и др. экономическим показателям. Далеко не всегда при этом удается обеспечить оптимальный баланс между хозяйственной активностью и охраной природных комплексов. Научная работа – лишь один из аспектов в их деятельности.

Напомню, что реформирование белорусских ООПТ завершилось к 2008 году, когда были внесены соответствующие изменения в законодательство и государственные природоохранные учреждения перестали быть некоммерческими организациями. Вскоре была принята Государственная программа развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008-2014 годы, по этой программе мы сейчас работаем.

Вопрос о будущем развитии науки в ООПТ сегодня упирается не в деньги, как это было год-полтора назад, в период кризиса. Сейчас у нас есть финансирование, есть специальная строка в госбюджете на развитие заповедников и нацпарков. Я бы сказал, отсутствуют перспективное видение проблемы, а также некий аналитический центр или координационный орган, ведь сегодня в Минприроды нет соответствующего отдела, который занимался бы проблемами ООПТ, а проблемы биоразнообразия гораздо шире, чем заповедное дело.

Поиск, оптимизация структуры идут и у наших соседей. В Латвии, Литве недавно были созданы Департаменты охранных территорий. В России началось укрупнение: объединение в ассоциации или слияние нескольких заповедных территорий, когда ими управляет одно юрлицо. Какие изменения ожидают нас? Ближайший период в этом плане очень важен как аналитический – завершается первая шестилетняя Госпрограмма по развитию ООПТ и уже сейчас важно учесть все ее шероховатости, все нестыковки.

Среди предложений по развитию "заповедной науки" есть и такое: укрепить ее академическими специалистами, приравнять уровень научных отделов в ООПТ к академическим, чтобы в заповедниках и нацпарках научные сотрудники получали зарплату и соответствующие доплаты за степень, как в НАН РБ. Это может поспособствовать не только омоложению кадров, но и всплеску идей, привлечению ученых из академических институтов «на дикую природу» для реальных практических исследований. Сейчас завершается структурная перестройка в Академии наук, и по ее окончании появится возможность рассмотреть детальнее данное предложение.

Высказывалась также идея о создании единого Института дикой природы, имеющего двойное подчинение – Национальной академии наук и Управлению делами Президента РБ, при котором научные отделы ООПТ были бы в качестве филиалов. Данный подход используется в ряде зарубежных стран. Однако осуществить такой проект в одночасье невозможно.

По поручению Главы государства сейчас в Беловежской пуще создается Международный научно-практический центр по изучению дикой природы. На базе Новоселковского лесничества начата реконструкция научной лаборатории и гостиницы. Уже в 2015 году планируется разместить здесь первые группы белорусских ученых и их коллег из России, Польши, Германии для проведения совместных научных исследований.

В дальнейших планах – строительство жилых домов для ученых, занятых в Центре дикой природы, который со временем перерастет в солидное научное учреждение – Институт дикой природы. Это – один из возможных путей развития "заповедной науки", когда спустя несколько лет она переместилась бы из административного мегаполиса в один из старейших заповедных лесных массивов Европы.

- Какие еще важные вопросы будут подняты на конференции?

- Не менее остро стоит сегодня проблема управления микропопуляциями зубров, требуется усовершенствовать правовой механизм охраны и расселения данного вида не только по Республике Беларусь, но и за ее пределами. Неоднократно к нам поступают просьбы продать для зоопарков России, Казахстана, стран Балтии и др. регионов беловежского зубра. Однако пока осуществить это очень сложно. Эпистолярный жанр, которым приходится нам заниматься, не идет на пользу делу. Чтобы пять зубров переехали из Беларуси на новое постоянное место жительства в Зоо-Гринпарк «Карелия», пришлось потратить несколько месяцев на оформление бумаг.

Сегодня благодаря усилиям белорусских ученых, прежде всего Петра Григорьевича Козло, проблема сохранения и воспроизводства популяции беловежского зубра успешно решена, численность этого краснокнижного вида у нас превысила 1000 особей (второе место в мире). Проведена большая работа по улучшению условий местообитаний зубров, созданию кормовых полей, водопоев, дополнительных мест зимних подкормок и др. И нужно двигаться дальше.

На недавней межпарламентской встрече в НП «Беловежская пуща» было внесено предложение о создании научно-селекционного центра по изучению, сохранению и устойчивому использованию беловежских зубров. Проект предполагается реализовать совместными усилиями ГНПО «НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам» и Институтом проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова Российской Академии наук, а также рядом национальных парков Беларуси и России.

Данный проект под названием «Разработка концепции сохранения и формирования оптимального сопряжения ареала европейского зубра в России и Беларуси и рекомендаций по дальнейшему управлению его популяциями» предлагается выдвинуть на финансирование из бюджета Союзного государства. Главный акцент будет сделан на генетический анализ генофонда белорусской популяции беловежского зубра, разработку критериев селекционно-племенной работы на основе оценки генетического разнообразия животных по ДНК – маркерам. Во время международной конференции в Березинском заповеднике этот проект также будет представлен для обсуждения.

В течение ближайших двух недель состоятся также научно-практические конференции по актуальным темам в НП «Беловежская пуща» и НП «Браславские озера», и везде в рабочем порядке будут вновь организованы дискуссии по проблеме завтрашнего дня «заповедной науки». В октябре мы вернемся к обсуждению на уровне руководителей природоохранных учреждений, министерств, НАН РБ и иных заинтересованных ведомств.

Записала Елена Терентьева


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта