Переедет ли Дед Мороз из-за расширения заповедной зоны Беловежской пущи?

Екатерина Синюк, интернет-сайт "TUT.BY", 22.02.2012

Менее чем через 3 месяца в силу вступает указ президента № 59 "О некоторых вопросах развития особо охраняемых природных территорий", в соответствии с которым белорусскую гордость – национальный парк "Беловежская пуща" - ждут колоссальные изменения. В частности, историческая заповедная часть пущи увеличивается почти вдвое. Подготовка указа шла 2 года.

"Указ президента № 59 - историческое событие"

Как отмечают в НПЦ по биоресурсам Национальной академии наук Беларуси, указ президента является по большей части техническим документом, который был принят в целях выполнения Государственной программы развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008 – 2014 годы.

Тем не менее этот технический документ некоторые эксперты называют историческим для Беларуси: благодаря ему заповедная зона национального парка "Беловежская пуща" расширяется почти в два раза. Теперь эта зона покрывает значительную часть реликтового, первобытного леса в его исторических границах. Этого события ждали ни много ни мало целых три поколения общественных активистов-экологов.

"Это историческое событие! Если посмотреть на пущу в разрезе истории, то по форме ничего не изменилось – как в 1991 году был организован национальный парк, так он им и остался. Если же смотреть на то, что внутри парка, то смело можно сказать, что этот указ вносит колоссальные изменения. До 2004 года заповедная зона составляла 15,5 тыс. га, затем ее расширили до 30 тыс. га, а указом сейчас увеличили еще в два раза - до 57 тыс. га!" - говорит эколог Георгий Козулько, бывший заместитель директора по науке Национального парка "Беловежская пуща".

Напомним, вся территория пущи – почти 153 тыс. га. До указа заповедный статус был только у 30% всей территории пущанского реликтового леса - чуть более 30 тыс. га, или 19% от всей территории парка.

Как отмечают в Управлении делами президента, Положение о Беловежской пуще, утвержденное указом, разработано с применением принципиально нового подхода к ограничениям различных видов деятельности на территории различных функциональных зон национального парка. Например, выделены участки ценных природных экосистем (около 15,2 тыс. га), находящиеся вне заповедной зоны, где установлены дополнительные ограничения отдельных видов хозяйственной деятельности.

Уменьшены также хозяйственная (с 57,2 до 46,1 тыс. га) и регулируемая (с 57,3 до 39,1 тыс. га) зоны. Площадь рекреационной зоны, предназначенной для развития туристической деятельности и решения социально-экономических проблем местного населения, составит 7,8 тыс. га.

Как сообщили TUT.BY в НПЦ по биоресурсам, в заповедной зоне запрещается практически вся деятельность, за исключением научно-исследовательской работы и ряда работ, направленных на охрану леса и борьбу с чужеродными видами растений и т.д., которые нужны для поддержания наиболее уязвимых экосистем в естественном состоянии. Например, без вмешательства человека можно утратить низинные болота, а вслед за ними исчезнут и места обитания видов, находящихся под угрозой глобального исчезновения.

"Важно также, что помимо увеличения заповедной зоны вводятся дополнительные ограничения рубок на особо ценных участках, которые не входят в состав заповедной зоны. Кроме того, вводится запрет весенней охоты на некоторых участках, где она раньше была разрешена. Еще один запрет - размещение подкормочных площадок для зубров и других диких копытных животных на ценных территориях, ведь в пуще по-прежнему существует проблема перенаселения копытных животных. Они очень повреждают ценные леса. Мы предложили размещать места подкормок на периферии", - говорит заведующая сектором заповедного дела ГНПО "НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам" Наталья Юргенсон.

Государственный заповедник "Беловежская пуща" был создан в 1939 году. В таком статусе он пробыл, к сожалению, недолго: наступила война, и затем он возобновил действие в 1945-м. Таким он просуществовал до 1957-го, а после был реорганизован в заповедно-охотничье хозяйство. Таким образом, указ президента № 59 фактически возвращает историческую заповедность.

Хотя сам по себе древний реликтовый лес занимает около 70-75 тыс. га, заповедными полностью его уже, конечно, не сделаешь: есть населенные пункты, где должна быть зона для жизни людей.

Что делать с поместьем Деда Мороза?

А вот лесопользование, охота и другие виды природопользования между тем действительно будут ограничены, при этом хозяйственная деятельность, что сейчас ведется на пока еще "незаповедных" участках, будет перенесена на периферию парка.

В то же время понятно, что доход от лесохозяйственной деятельности уменьшится, поэтому в нацпарке надеются на увеличение госдотации, интеграцию туризма в жизнедеятельность парка и, собственно, получение дохода от этого. Георгий Козулько оценивает развитие туризма в национальном парке положительно. Но, по его мнению, заниматься этим должны профессионалы и на научной основе.

"В первую очередь, такие объекты массово-развлекательного туризма в центре Беловежской пущи, как резиденция Деда Мороза, должны быть убраны оттуда и перенесены на окраину. А в центре пущи должны править заповедность, заповедное дело и заповедная наука, и на их основе развиваться экотуризм, - говорит он. - Такое я видел в Германии, в Баварском лесу. Развитие туристической инфраструктуры также подразумевает приход частников, которые будут развивать придорожный сервис, но к заповедному делу это не относится".

Правда, в НПЦ по биоресурсам готовы поспорить с "вредностью" Деда Мороза. Точнее - его поместья в центре пущи.

"Поместье Деда Мороза с момента его возведения всегда находилось в рекреационной зоне – никогда в заповедной. Раньше на этом месте был зубропитомник, там никогда не было никакого девственного леса, а было хозяйственное сооружение. Его потом обнесли оградой и создали поместье Деда Мороза: к нему приезжают автобусы и в пределах ограды ходят экскурсии", - говорит Н. Юргенсон.

"Диплом Совета Европы надо возвращать"

После таких позитивных изменений Диплом Совета Европы "Беловежской пуще" можно возвращать, подчеркивает Георгий Козулько. Напомним, в 1997 году Беловежская пуща получила этот Диплом за успехи в деле охраны природы. Однако к 2002 году у Совета Европы появилось немало замечаний к природоохранной деятельности нацпарка.

То, что происходило ранее, трудно даже описывать, отмечает эколог. "С момента вступления в должность директора нацпарка Николая Бамбизы многие годы администрация парка вела не только законную, но и скрытую незаконную вырубку старовозрастных живых древостоев и деревьев-великанов для лесозавода, вырубку неприкосновенных научных пробных площадей для лесного мониторинга, массовое внедрение искусственных лесопосадок с применением тяжелой техники и средоразрушающих технологий, а также организовала кадровый разгон коллектива и т.д", - говорит Козулько.

По его словам, лишь 2,5 года назад во время празднования 600-летия заповедности пущи начали поговаривать об увеличении заповедной территории на официальном уровне.

По словам Козулько, за идею расширить заповедную зону, чтобы сохранить уникальный первобытный лес, в разное время из Беловежской пущи был уволен не один человек – лесничие, научные сотрудники, простые работники. "И я в том числе, - говорит эколог. В 2005 году я написал книгу "Станет ли Беловежская пуща мировым наследием?", в которой обосновал, развил идею заповедной Беловежской пущи и предложил увеличить заповедную зону до 50 тыс. га. Но указ расширил заповедную зону даже больше, чем предлагалось в книге. К счастью, сегодня политика повернулась от уничтожения в сторону сохранения пущи. Но, считаю, уволенные сотрудники должны быть "реабилитированы" и восстановлены на работе.

Стоит отметить, что изменениям в жизни пущи во многом способствовало именно руководство нацпарка. В 2000-2001 годах Евгений Смоктунович ради возрождения Беловежской пущи начал международную общественную кампанию в ее защиту. А вот деятельность Николая Бамбизы, который "правил" пущей 10 лет, по отзывам экспертов, лишила ее Диплома Совета Европы.

Новый руководитель – Александр Бурый – возглавил пущу в апреле прошлого года и, судя по отзывам экспертов Совета Европы и собственных подчиненных, у него есть все шансы помочь нацпарку снова стать тем наследием, которое не стыдно оставить потомкам.

Как отметил во время последнего визита эксперт СЕ Экхард Куийкен, который посещал пущу и в 2006 году, в настоящий момент заметны "очень большие сдвиги в положительную сторону". " Мы видим, что сейчас работа в большей степени ориентирована на экологическую составляющую, в то время, как в 5 лет назад работа была больше направлена в экономическую сторону", - сказал он.

В сентябре прошлого года Беловежскую пущу посетили долгожданные эксперты Совета Европы, от которых во многом зависело решение Генерального директората СЕ по возвращению национальному парку европейского диплома. Тогда эксперты остались удовлетворены увиденным. Но никаких обещаний не давали – лишь порекомендовали подождать до февраля 2012 года, - чтобы вынести окончательный вердикт.

Как сообщил TUT.BY заместитель директора по науке Беловежской пущи Василий Арнольбик, окончательное решение в отношении пущи до сих пор не принято. По его словам, каким оно будет, в пущу должно сообщить Министерство иностранных дел. Февраль на исходе.


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта