О стрельбе, трофеях, и не только

Борис ОРЕХОВ, газета "Народная газета", 08.12.2011

Возможности охоты в Беларуси были представлены в белорусском посольстве в Москве.

Увлекательное повествование об охоте в Беларуси, разумеется, невозможно без рассказа о Беловежской Пуще – удивительном зеленом памятнике, настоящем чуде природы, который называют последним великим лесом Европы, внесенным ЮНЕСКО в список Всемирного наследия человечества, а также во Всемирную сеть биосферных заповедников. Масштабы Пущи потрясают воображение: с севера на юг она простирается на 70 километров, а с запада на восток – почти на 30. С древнейших времен это бескрайнее лесное море служило домом для множества диких животных. Поэтому смело можно утверждать, что история охоты в Беловежской Пуще насчитывает многие сотни, даже тысячи лет. Еще в стародавние времена великого переселения народов в девственно живописных, тенистых чащобах промышляло обильного зверя осевшее в здешних краях племя ятвягов. А первое письменное упоминание о величественных лесах Беловежья, сказочно богатых разной живностью, оставил Геродот в 460 году до нашей эры.

География – вся Европа

Из исторических хроник также известно, что в XII веке в Пуще подолгу гостил великий князь Владимир Мономах, который охотился на зубров, туров и благородных оленей. Позже, после перехода Пущи во владение Речи Посполитой, сюда любили наезжать литовские князья и польские короли. Подвиги на охоте в среде шляхетской знати почитались даже выше ратного геройства. Особенным шиком среди дворян считалось выйти один на один с рогатиной или саблей в руке против матерого разъяренного секача…

Первым русским царем, посетившим Беловежскую Пущу в 1860 году, стал Александр II. Целью этой охоты стала демонстрация богатства и могущества Российской империи именитым зарубежным гостям монарха. Особую привлекательность царской охоте придавали зубры, которых к тому времени не было практически уже нигде в Европе. Тогда как здесь могучий зверь охранялся и его поголовье только множилось. В память о том визите императора в Пуще был поставлен памятник – зубр в натуральную величину, отлитый из чугуна.

В советские времена в Пущу частенько заглядывали генеральные секретари – от Хрущева до Горбачева, правда, Михаилу Сергеевичу однажды не повезло. Ружье после выстрела (он целил в кабанчика) вырвалось у него из рук, и приклад угодил последнему генсеку точно под глаз, оставив приметный синяк…

В наши дни в Национальный парк «Беловежская Пуща» любители походить с ружьишком в лесной тиши едут практически со всей Европы. Возможность добыть кабана или оленя привлекает сюда немцев и французов, итальянцев и австрийцев, голландцев и швейцарцев. Для гостей создана отменная инфраструктура – удобные в любое время года подъездные пути, уютные гостиницы и рестораны.

– Только в прошлом году у нас побывало сорок восемь туристических групп с участием иностранных граждан. Уже довольно длительное время мы работаем с компаниями из Германии, Франции, Италии, Румынии, Австрии. А в последнее время наладился очень тесный, плодотворный контакт с российскими охотничьими фирмами, – рассказывает руководитель направления «Охота» государственного учреждения «ЦентрКурорт» Сергей Сосункевич.

Заветный трофей

В охотничьем перечне представлена практически вся крупная фауна Беловежья. А именно – олень, косуля, кабан, лось, лань, волк, лиса, барсук, заяц, енот. Любителям отдыха на свежем воздухе со стрельбой по движущимся мишеням, в общем, есть где разгуляться и проявить свою сноровку. Бывает, после трех-четырех дней, проведенных в лесу в засаде или на вышке, добыча вывозится потом целыми рефрижераторами. Но, конечно, самый заветный трофей для большинства охотников – это зубр. Правда, чтобы завалить мохнатого гиганта, желающим придется выложить очень даже кругленькую сумму.

– На самом деле охотничье хозяйство – важнейший элемент в жизненной системе любого заповедника. И не только потому, что охота приносит нам прибыль. Все дело в том, что природе необходима регуляция, в том числе среди диких животных. Количество любого их вида не должно превышать оптимального. В противном случае начинается череда негативных последствий как для животного, так и для растительного мира на данной территории, – рассказывает генеральный директор Национального парка «Беловежская Пуща» Александр Бурый.

Проблему оптимизации лесного поголовья в Беловежской Пуще решают с очевидной выгодой для себя. Так, например, только в прошлом году за счет охоты здесь выручили около 600 миллионов рублей. Причем вся охота в Пуще проходит строго на специально выделенных участках. На мушку туриста с ружьем может попасть только особь из так называемого резервного фонда, не представляющая селекционной ценности для развития данного вида. А все вырученные средства, по словам представителей Национального парка, идут опять же на благо местной фауны. На закупку кормов, прежде всего для зубров, содержание и охрану животных и на множество других необходимых мероприятий.

Впечатлений – на миллиарды

На территории Беларуси помимо Беловежской Пущи есть немало заповедных мест, словно специально сотворенных матушкой-природой только лишь для того, чтобы человек, попав сюда, всей душой, кончиком каждого нерва смог ощутить волшебную гармонию и радость мироздания. Когда в душе вдруг начинает ликующе бурлить, переполняя тебя до краев, хочется набрать полные легкие и что есть силы закричать: «Жизнь, ты прекрасна и удивительна». В сегодняшнем до безобразия суетном, свихнувшемся на деньгах и блестящих побрякушках мире желание закричать нечто подобное появляется все реже и реже, словно огонек на подернутом пеплом, отгоревшем костре. Но чудеса пока еще возможны. Просто места надо знать.

Национальный парк «Припятский». Если вы любите природу и животных в их естественной среде, а не в виде парной туши, тогда вам сюда. И обязательно с собой возьмите фотоаппарат с хорошим объективом – не пожалеете. Здешние пейзажи – это сказка наяву. Рай, не тронутый человеком. Тихий плеск воды, шелест деревьев, оживленный птичий говорок…

Белорусское Полесье – край лесов, озер и рек – идеально подходит для зеленого туризма. Несколько лет назад на территории «Припятского» был открыт, пожалуй, первый в странах СНГ настоящий сафари-парк. Его общая площадь составляет почти пять тысяч гектаров. Посетителям парка представляется уникальная возможность увидеть в одном месте все неповторимое богатство лесной фауны Синеокой. Не пуганные звуками выстрелов, лаем собак и криками загонщиков звери практически не боятся людей. Подходят близко-близко, а наиболее любопытные сами заглядывают в объектив, словно позируют. Вот к придорожному кустарнику неспешно приближается группа грациозных косуль. А чуть вдали из-под ветвей раскидистого дуба за вами внимательно наблюдает царь здешних лесов – зубр. По краю опушки прошмыгнул куда-то торопыга-заяц. А над головой в бездонной синеве величаво парит, расправив крылья, орлан-белохвост.

По территории парка проложена дорожка, по которой бегает, возя туристов, симпатичный паровозик с вагончиками на колесах. Протяженность маршрута – тридцать километров. Билет стоит всего сто рублей. Зато позитивных эмоций и впечатлений – на миллиарды. Не в сытости ведь смысл жизни, коль на то пошло. Он – в радости. И кто придумал только, что человек – венец творения.


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта