Ковпаковцы

Владимир ЗУБРЕЙ, газета "Советская Белоруссия", № 20, 04.02.2009

Из хроники героических дней и событий

Одним из самых мобильных и боеспособных партизанских формирований на оккупированной территории СССР во время Великой Отечественной войны стало Сумское соединение С.А.Ковпака (впоследствии 1–я Украинская партизанская дивизия им. С.А.Ковпака), действовавшее на территории России, Украины, Белоруссии и Польши. Сотни ковпаковцев награждены орденами и медалями, около десятка стали Героями Советского Союза, сам Сидор Артемьевич — дважды. Всего в соединении С.А.Ковпака сражались бойцы 32 национальностей, более трети личного состава — мужественные сыны и дочери белорусского народа. С одной лишь Гомельщины — не менее 400 человек. Интернациональным выдался и состав 1–й Украинской дивизии им. С.А.Ковпака. Ее командир — украинец П.П.Вершигора, начальник штаба — белорус В.В.Войцехович, командир первого полка им. С.В.Руднева — грузин Д.И.Бакрадзе, начальник штаба этого полка — русский И.И.Бережной, комиссар одного из батальонов — венгр Йожеф Теут, командир роты разведчиков — немец Роберт Кляйн, разведчик — француз Жан Пьер де Шаррон, врач — чех Бернард Зимма, переводчик — австриец Вальтер Браун, начальник связи — итальянец Дипетро Джованни.

По форме управления соединение подходило под фронтовую часть: отделения, взводы, роты, батальоны, полки, дивизия. Ковпаковцы отличались высокой дисциплиной. К примеру, приказ 200 категорически запрещал забирать у населения продукты и другие вещи, за что грозил расстрел. За ковпаковцами был закреплен полк дальней авиации Героя Советского Союза полковника Валентины Гризодубовой. Кроме боевой деятельности, соединение отличалось огромнейшей работой разведчиков, сведения которых сыграли огромную роль для фронта.

Много книг о ковпаковцах опубликовано в России, Украине, Грузии. Ставились художественные фильмы на киностудии им. Довженко. Но в Беларуси, насколько мне известно, ни одной книги воспоминаний о ковпаковцах так и не вышло, хотя они действовали и геройски погибали на территориях Гомельской, Брестской, Минской и Гродненской областей. Чтобы как–то сгладить недоработку, предлагаю читателям этот материал.

На Гомельщине

Получив с «большой земли» все необходимое, в том числе 76–миллиметровые орудия и противотанковые ружья, 26 октября 1942 года соединение С.А.Ковпака из села Старая Гута на Брянщине двинулось совместно с соединением А.Н.Сабурова в рейд на правобережье Днепра. Форсировав автодорогу и железную дорогу Гомель — Чернигов, ковпаковцы 7 ноября вышли к Днепру и в ночь на 8 ноября заняли Лоев, гарнизон которого, насчитывавший до 150 человек, разбежался.

В это время 38 часов продолжалась совместная ковпаковцев и сабуровцев переправа через Днепр. 11 ноября соединение взяло с боем село Новые Борсуки Речицкого района. За пять дней рейда за Днепром по белорусской земле в соединение влилось около 150 человек.

Сидор Ковпак

17 ноября соединение прошло маршем через села Хойникского района и 18 ноября вышло к Припяти у села Юровичи Калинковичского района, где началась переправа через Припять.

Дальнейший путь соединения пролегал через села Мозырского района Мелешковичи, Махновичи к Буда–Софиевке и Синицкому Полю Лельчицкого района. Одновременно партизаны уничтожили гарнизоны в Буйновичах, где находились укрепления с четырьмя дотами и управой бургомистра. Это произошло вечером 20 ноября. При этом партизаны успели вывезти из горящих складов 44 тонны зерна, тонну соли и много овощей, часть продовольствия раздали населению.

В ночь на 26 ноября 1942 года ковпаковцы провели операцию «Лельчицкие Канны» по уничтожению вражеского гарнизона в райцентре Лельчицы, где находился гебитскомиссариат с жандармерией, до 300 немцев, до 40 латышей и до 200 полицаев. Применив орудия, партизаны полностью уничтожили гарнизон. Только примерно человек 50 вырвались в сторону Липлян, однако через партизанскую заставу пробились 15 из них во главе с гебитскомиссаром.

Село Глушковичи Лельчицкого района, где партизаны стояли около месяца, стало ковпаковской столицей. Там работали радиостанция, типография, туда прибывали разведгруппы из Полесской, Житомирской, Ровенской, Волынской областей, в том числе и разведгруппа из Пинского соединения Василия Захаровича Коржа. Рядом, в Приболовичах, готовился аэродром. По селам проходили собрания и митинги, крестьяне десятками вступали в батальоны Ковпака. К весне 1943 года этот регион станет настоящим партизанским краем, охватившим 14 районов на стыке Полесской, Пинской, Житомирской и Ровенской областей с населением 200 тысяч человек.

На Полесье

Петр Вершигора

С 1 по 9 декабря 1942 года ковпаковцы без потерь провели операцию «Сарненский крест». Они взорвали с десяток железнодорожных мостов вокруг Сарненского железнодорожного узла, имевшего большое значение для снабжения группы армий «Юг», отчасти 2–й танковой армии, правого крыла группы армий «Центр» и для оперативной переброски войск. И это во время наступления советских войск под Сталинградом! Немецкий исследователь Эрих Хессе пишет, что взрыв мостов вывел из строя Сарненский узел на полмесяца. Одновременно по соседству с ковпаковцами успешно действовали и сабуровцы.

Тогда гитлеровцы перебросили против партизан дивизию СС, полк берлинской жандармерии, полк гитлерюгенда, батальоны имперской полиции, «казачков» и полицию с Киевщины, Житомирщины и Ровенщины. В Мозыре разместился полк СС, в Ельске — 101–й словацкий полк, в Овруче — батальон латышей, в Турове и Столине — батальоны имперской полиции. С 18 декабря начались бои за Глушковичи, а 22–го на столицу ковпаковцев наступало пять батальонов СС и жандармерии. В боях за Глушковичи вместе с ковпаковцами участвовали ельские партизаны. Ковпаковцы применили в боях десятки минометов и пулеметов, артбатарею майора Анисимова. Гитлеровцы потеряли только убитыми свыше 500 человек, а ранеными намного больше.

Но силы оказались неравны, к тому же в обозе партизан находилось около 100 раненых. 31 декабря соединение перешло дорогу Давид–Городок и село Большое Малишево, с ходу форсировало зимнюю Припять и железную дорогу Лунинец — Калинковичи западнее Житковичей, взорвав железнодорожный мост восточнее Микашевичей.

Первого января 1943 года колонна остановилась на отдых в селах Гулевичи и Юркевичи Житковичского района, а на следующий день двинулась к озеру Белому. Но там свирепствовал тиф, и соединение повернуло к озеру Червоному. На его льду начали готовить аэродром.

Ковпак подружился с командиром местного отряда имени Пономаренко В.М.Антоновичем, при содействии которого 7 января на совещание в Ляховичи приехали командир Пинского соединения Комаров (В.З.Корж), секретарь Пинского подпольного обкома КПБ О.Ю.Клещев, уполномоченный ЦК КП(б)Б Роман Мочульский, от минских партизан — Батя (М.Т.Линьков) и представитель соединения Ф.Ф.Капусты, действовавшего в Слуцкой партизанской зоне, А.И.Далидович.

В ночь на 9 января 1943 года ковпаковцы небольшими силами провели операцию в поселке Сосны Любанского района, где немецкий гарнизон вместе с отдыхающими фронтовиками, вывезенными из–под Сталинграда в санаторий в урочище Вольник, насчитывал около 200 человек — с минометами, пулеметами и орудием. В результате операции партизаны уничтожили 83 гитлеровца, конопляный завод, МТС и 22 трактора. Вывезли из гарнизона 15 тонн зерна, вывели 250 коров, 50 лошадей, 300 овец и 50 свиней. Заработал и аэродром, каждую ночь прилетали с грузом до 4 «Дугласов». Удалось отправить всех раненых и тяжелобольных, в том числе и из белорусских отрядов. Так, своих раненых на аэродром привез лично комбриг Батя.

На первое февраля 1943 года соединение Ковпака насчитывало 1.535 бойцов.

В это время в Житковичи, Микашевичи прибыли части СС, а также в район Лунинец — Калинковичи — четвертый кубанский казачий полк. Подкинув ложную информацию немцам о проведении 3 февраля в Ляховичах совещания партизанских командиров, ковпаковцы в ночь на 2 февраля снялись с места и двинулись на запад через реку Случь.

7 февраля соединение двинулось к селу Большие Чучевичи Лунинецкого района — в зону действий пинских партизан, где был оставлен Ельский партизанский отряд, переданный Полесскому партизанскому соединению. Ельские партизаны провели вместе с ковпаковцами три месяца.

9 февраля соединение перебазировалось через железную дорогу Барановичи — Лунинец в село Богдановка, где готовилось к 80–километровому маршу на юг, к Украине. Дальше — в третий раз форсирование Припяти. И сразу двумя колоннами двинулось на Степангород, чтобы громить немцев на Ровенщине, Житомирщине и Киевщине.

Между Днепром и Припятью

В конце марта 1943 года в районе села Александровка Наровлянского района и станции Словечно Ельского района появились ковпаковцы. А вскоре после боев под Киевом прибыло в Наровлянский район все соединение С.А.Ковпака. Вечером 3 апреля соединение двинулось через Припять в Хойникский район, переправа растянулась на два дня.

6 апреля гитлеровцы открыли навигацию на Припяти, и в этот же день возле села Довляды ковпаковцы уничтожили первый караван судов: из Данцига бронированный буксир «Надежда» и пять барж по 150 тонн каждая. За ними последовали два бронированных пароплава «Гамбург» и «Лейпциг», два двухмоторных бронекатера, три одномоторных бронекатера и один малотоннажный катер с пулеметами. Уничтожили до 300 гитлеровцев и захватили два орудия с 750 снарядами, 8 пулеметов и много автоматов и винтовок. Остатки флотилии отплыли назад на Чернобыль. Так закончилась вражеская навигация на Припяти. А всего было потоплено 15 речных судов в период рейда на правобережье Днепра.

10 апреля 1943 года Ковпаку и комиссару С.В.Рудневу были присвоены звания генерал–майоров. А 11–го была проведена совместная с соединениями О.Ф.Федорова и Я.И.Мельника Брагинская операция, гарнизон райцентра насчитывал до 500 человек с гебитскомиссариатом. Партизаны захватили продовольственные склады, уничтожили электростанцию и три завода, паровую мельницу и типографию, склады с боеприпасами.

Во второй половине апреля начал действовать партизанский аэродром возле села Кожушки, первый самолет приняли еще 14 апреля.

Противник ждал с минуты на минуту подкрепление. Седьмого мая Ковпак объявил свое решение: прорываться на север через железные дороги Калинковичи — Речица и Калинковичи — Жлобин, дальше повернуть на запад и форсировать Припять с выходом в районе Глушковичей Лельчицкого района. Вместе с ковпаковцами шли наумовцы и чернобыльский отряд им. Чапаева. Однако партизаны в ночь на 13 мая натолкнулись на подготовленные немцами укрепления с дотами. К тому же из Калинковичей подошел эшелон с подкреплением. Но партизанам удалось уничтожить немцев прямо в вагонах, не дав им высадиться. Второй такой эшелон подорвался на мине. Противник потерял более 300 солдат и офицеров, но упорно сопротивлялся, ожидая прибытия своего бронепоезда (сведения о нем передали калинковичские партизаны).

Обоз с партизанами был вынужден возвращаться назад в Хобное и дальше в район села Кожушки. Стало ясно: ковпаковцы попали в капкан между реками Днепр и Припять. Гитлеровское командование силами пехотной дивизии СС, танкового полка СС, 101–го и 102–го словацких полков, власовцев и полиции при поддержке авиации начало операцию «Мокрый мешок». Командование приняло решение срочно переправляться через Припять под Кожушками.

Утром 18 мая началась переправа. В это время на востоке немцы перешли снова в наступление, авиация бомбила Тульговичи, артиллерия ударила по Кожушкам — за 4 километра от переправы. И на западном берегу противник от Тешкова начал наступать на переправу. В 14.30 последняя подвода форсировала Припять, и через 20 минут партизаны взорвали мост. Хойникский район и «Мокрый мешок» остались позади.

Карпатский рейд

Третьего июня 1943 года ковпаковцы перебазировались в район сел Милошевичи — Глушковичи и остановились на берегу реки Уборть. Получив необходимые грузы на сабуровском аэродроме и отправив раненых на «большую землю», вечером 12 июня соединение выступило в рейд на Карпаты. Начало рейда и вступление ковпаковцев в свою полесскую сожженную карателями столицу Глушковичи было заснято на кинопленку. А вечером 14 июня рейд в районы, где еще не ступала нога партизана, продолжился. На Карпаты шли 1.517 ковпаковцев при 7 орудиях, 52 минометах, 200 пулеметах, 470 автоматах, 32 бронебойных ружьях, 7 рациях, 680 лошадях, 310 повозках и тачанках, множестве винтовок.

19 июля соединение подошло к двум действующим карпатским нефтепромыслам, где партизаны взорвали 48 нефтевышек, 3 нефтеперерабатывающих завода, 13 нефтехранилищ и один нефтепровод.

Во время рейда в боях пали смертью храбрых 228 ковпаковцев, пропали без вести 200 человек, ранено свыше 150. Среди погибших — комиссар соединения С.В.Руднев, комиссар 2–го батальона П.Г.Шульга, кинооператор Б.Вакар, командиры рот Карпенко и Горланов. Погибла разведчица Аня Бондарчук, родом она из Беларуси, из Глушковичей: раненная в ногу, она подорвала гранатой себя и приближавшихся эсэсовцев. Украинский писатель ковпаковец С.П.Тутученко написал о ней: «Аня, Аня, белорусская девушка–русалка, чистый, яркий полевой цветок Полесья! Ты увидела пламя взрыва, и это было последнее твое видение».

Первого октября 1943 года главные силы соединения прибыли к Глушковичам.

В начале января 1944 года соединение двинулось в новый рейд — Львовско–Варшавский. К этому времени Ковпак был в Киеве, на его место назначили подполковника П.П.Вершигору. 23 февраля соединение переименовали в 1–ю Украинскую партизанскую дивизию им. С.А.Ковпака. До этого были введены среди ковпаковцев армейские погоны.

На Брестчине

Не пробившись на запад Польши через реки Сан и Висла, ведя упорные бои с превосходящими силами гитлеровцев, 1–я Украинская партизанская дивизия им. С.А.Ковпака повернула на север к Варшаве. Затем, переправившись через Западный Буг, вернулась на советскую территорию в направлении Беловежской пущи для поиска места для посадки самолетов. В дивизии заканчивался боезапас, и партизаны переходили на трофейное оружие. Из 2.500 бойцов более 300 были ранены, в обозе находились 360 освобожденных из плена изможденных советских граждан. Но на подходе к Беловежской пуще партизаны натолкнулись на части авиадесантной дивизии «Герман Геринг», размещавшейся там. Завязались упорные бои с бомбежками и артобстрелами. Со стороны Беловежья подходили свежие немецкие войска.

После того как ковпаковцы не смогли пробиться в пущу, они резко повернули на юг, введя в заблуждение врага, в то время как из Бреста по шоссе двигались на помощь своим колонны немцев.

Расположившись недалеко от Бреста, штаб дивизии узнал, что брестский гарнизон, насчитывавший 4 тысячи гитлеровцев с танками и артиллерией, получил приказ во что бы то ни стало удержать город. Враг не имел представления о силе ковпаковцев. Гитлеровцы повели наступление со стороны Каменца, но 2–й и 3–й полки дивизии выдержали двенадцатичасовую схватку с противником.

Особенно в это время тяжело пришлось разведчикам. Из 25 разведчиков взвода Землянко, действовавшего в районе Бяла–Подляска — Брест, вернулось только 15. На одном из хуторов вблизи дороги Семятыче — Боцьки были отрезаны от своих Павел Иванов из Ярославля, Петр Бугримов из Речицкого района и Василий Рюмов с Алтая. Разведчики отбивались двумя автоматами и пулеметом в окруженном доме, а когда немцы предложили им сдаться, партизаны выпустили хозяйку с детьми, а сами мгновенно захлопнули дверь. Отбивались до последнего патрона и гранаты. И уже в горящем доме прозвучали пистолетные выстрелы...

Возле села Подлесье ковпаковцы в результате шестичасового боя освободили конвоируемую колонну из 10 тысяч мирных жителей, которых немцы гнали на каторжные работы. Карателям, потерявшим более 100 человек, пришлось отступить в Кобрин. Многие из освобожденных попросились в ряды партизан.

4 апреля второй полк в Достоево держал бой с 500 власовцами. Одновременно около 200 гитлеровцев прорвались к партизанскому госпиталю, но на помощь вовремя прибыл кавдивизион, и натиск противника отбили. На один батальон 3–го полка в Мотоле навалилось около 800 гитлеровцев, а у партизан кончались боеприпасы. Для прикрытия остались А.Акулич, Д.Пасукевич, А.Кашицкий, Н.Андрикович и А.Мурзамаков. Когда бойцы израсходовали патроны и гранаты, они бросились в рукопашный бой, выполнив до конца свой долг.

Так завершился рейд в Польшу, в ходе которого ковпаковцы провели 139 боев, уничтожили 5.160 гитлеровцев, 75 танков и бронемашин, 5 самолетов, 22 орудия и миномета, 196 автомашин. Было разгромлено 24 вражеских гарнизона и 117 полицейских участков, взято в плен 598 гитлеровцев, среди трофеев — 15 минометов, 61 пулемет, свыше 700 автоматов и винтовок.

На Минщине и Гродненщине

В мае 1944 года 1–я Украинская партизанская дивизия им. С.А.Ковпака базировалась в селах рядом с Красной Слободой Минской области. В связи с началом операции «Багратион» дивизия выдвигается на оперативный простор.

На дороге Мир — Барановичи показалась вражеская отступающая колонна, растянувшаяся на 15 километров. Ковпаковцы перекрыли врагу отход, затем по колонне ударила партизанская артбатарея, а вскоре помощь оказали советские штурмовики. В результате семичасового боя противник повернул на Новогрудок. Дивизия преследовала отступающую колонну по дороге Столбцы — Мир. В это время на железнодорожном перегоне Столбцы — Городея ковпаковцы захватили три эшелона с автомобилями, самоходками, боеприпасами и другим имуществом. Здесь же произошла встреча с солдатами конно–механизированной группы генерала И.А.Плиева 1–го Белорусского фронта.

Передав грузы красноармейцам, пошли дальше и освободили райцентр Мир, где во второй раз встретились с бойцами Плиева. Переправившись через реку Уша, 3 июля, на рассвете, при поддержке советской авиации с ходу с боем овладели местечком Турец и опрокинули со стороны Еремичей шесть маршевых батальонов группы генерала Гроппе. В этот день была освобождена столица Беларуси — город Минск.

Дальше дивизия двинулась вдоль восточного берега Немана на север, к Налибокской пуще, а затем, форсировав Западную Березину и Неман, перебазировалась в район Детемли. 3–й полк П.Брайко, уничтожив более ста солдат и офицеров противника, овладел Березовкой и мостом через Неман, по которому в сторону Лиды прошли танковые части 2–го Белорусского фронта.

Последний бой ковпаковцев

Ковпаковцы попытались также переправиться через Неман севернее Гродно и прорваться в тыл врага к Августовским лесам, но не удалось. Тогда дивизия совершила несколько переходов вдоль фронта на юг и повернула на запад. Затем перебазировалась в район села Дидулы и станции Григоровцы на железной дороге Брест — Белосток для броска в тыл врага. Рядом расположилась 95–я Сивашская гвардейская артиллерийская бригада.

Неожиданно на позиции партизан развернутым флангом двинулось свыше 50 немецких танков. Это 23 июля 1944 года в районе Бельска вермахт бросил в бой первый танковый корпус СС в составе дивизий «Мертвая голова», «Великая Германия» и «Викинг». Удар группировки частично пришелся по партизанской дивизии.

В бой, длившийся до вечера, оказались втянуты все подразделения и вся артиллерия партизанской дивизии, которая во взаимодействии с 95–й Сивашской гвардейской артбригадой и подоспевшими частями 15–й Сивашской стрелковой дивизии отразила три танковые атаки. И лишь после того, как закончились боеприпасы, отошли. Но при этом ковпаковцы держали оборону до тех пор, пока вся материальная часть артиллерийской бригады не была вывезена в тыл.

Это был последний бой ковпаковцев. К утру 24 июля дивизия им. С.А.Ковпака отошла в село Витово на западную опушку Беловежской пущи.

Ковпаковцы действовали во время войны на территории более 30 районов (современных) в Гомельской, Брестской, Минской и Гродненской областях. Память о них в тех краях должна оставаться всегда. Это наш долг.

Владимир ЗУБРЕЙ,
Москва — Киев — Глушковичи (Беларусь)


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта