
В проблеме Беловежской пущи на протяжении ряда лет наблюдается патовая ситуация. Каким может быть выход из этой ситуации? – спросили мы несколько людей, связанных с Пущей.
Время от времени возвращается идея расширения национального парка, что вызывает протест многих жителей региона. То же самое наблюдается и сейчас.
Мацей Новицкий (министр Окружающей Среды) в последнее время зарекомендовал себя как сторонник расширения Беловежского Национального Парка. Его заявление совпало с началом акции экологов из WWF под девизом «Спасем Беловежскую Пущу».
Природоохранники хотят как можно более строгой охраны этого последнего в Европе клочка, дающего представление о настоящей пуще. Жители региона опасаются, что, согласившись на увеличение парка, они будут обречены на жизнь в «резервате», где будет затруднено поступление инвестиций, что приведет к обеднению населения. Мы спросили несколько человек, о том, какой им видится будущее Беловежи и региона через 10-20 лет.
Стефан Якимюк из WWF с Беловежской пущей крепко связан эмоционально:
- Будучи ребенком, я проводил здесь каникулы, как взрослый, я здесь работаю и знаю, что эти два вопроса - экономическое развитие региона и усиление охраны Пущи - можно примирить. Местное общество стареет, молодые люди выезжают отсюда. Все меньше работы дает переработка древесины, все больше туризм. Ежегодно объекты Беловежского национального парка посещает 200-250 тысяч человек. За 10 лет люди в регионе должны зарабатывать в основном на услугах. Надеюсь, что Гайнувка изменит наконец свою судьбу и станет настоящими воротами Пущи с многочисленными достопримечательностями, музеями, станет центром, из которого туристы будут начинать поездки, чтобы посетить окрестности. Сейчас экскурсии охватывают Беловежу за один день. Речь идет о том, чтобы задержать туристов дольше, чтобы могли увидеть, например: сфагновые боры под Масевом, Наревку или Дубичи Церковные. Стоит вовлечь в это местных людей, поскольку никто лучше их не понимает специфики этого региона. Нужно сделать ставку на образование. Мне представляется небольшой, но динамичный беловежский университет в Гайновке. Как WWF, мы высказываемся за расширение национального парка на весь массив Пущи. Знаю проект Президентской группы, касающийся Беловежской Пущи. Он целостный и логичный. Пуща на 80% будет и в дальнейшем общедоступна, можно будет по ней прогуливаться (не только по определенным тропам), собирать грибы и ягоды. Предвидится также дальнейшая заготовка древесины, но только в определенных местах. Предлагаются также значительные средства на развитие региона. Это действительно хорошее направление.
Владимира Петрочук, староста Гайнувки, также считает, что регион должен идти в направлении развития туризма, но сохраняя традиции переработки древесины (хотя сырье не обязательно должно происходить из Пущи)
– Есть здесь и инфраструктура, есть специалисты, столяры и невозможно их в течение нескольких лет переквалифицировать на производство компьютеров, – говорит он. – Я не против расширения национального парка. Но если это будет сделано только на бумаге, то реально ничего не изменится. А если станет обязательной охрана, которая предусматривается законом для парков, то, очевидно, что доступ в Пущу будет сильно ограничен. Тогда трудно говорить о развитии туризма. Выходом является установление нескольких зон с различной степенью охраны. Как предусмотрено в президентском проекте, если мы хотим иметь гарантированные деньги на инфраструктуру, нужно заключить контракт для Пущи. Многие специалисты считают, что решением является специальный закон для Беловежской пущи.
Анджей Антчак, заместитель надлесничего Беловежи, несколько удивлен возвращающемуся девизу «Спасем Пущу».
– Пуща охраняется, – утверждает он. – Как национальный парк, резерваты, она в целом окружена зоной охраны Natura 2000. Только, скоро будет 10 лет с того времени, как БНП ожидает утверждения планов охраны Пущи. Резерваты и территория Natura 2000 находятся в компетенции воеводы. Два года тому назад отрицательно был воспринят проект охраны для зоны Natura 2000, подготовленный воеводой. Если проекты и планы будут утверждены и скоординированы, то системы, которая имеется сейчас, вполне достаточно. Запрет посещения ничего не дает. Охрана не на этом основывается.
Профессор Эльжбета Мальзан, научный сотрудник из Института Исследования Леса в Беловеже, декан международного отдела управления средой Белостоцкого Политехнического Института в Гайновке: - Следует использовать опыт стран Европы. Они скрупулезно подсчитали стоимость ценных в природном отношении территорий (например, Швейцарские Альпы) и принимают такие решения, чтобы, не затрудняя жизни местного населения, этих ценностей не обеднить. Для жителей нашего региона необходима серьезная образовательная компания, которая позволила бы им осознать, что они имеют в руках, сколько это стоит. Пусть инициатива идет отсюда, а не из Варшавы. Прогресс цивилизации идет, хотим мы того или нет. Однако если его не контролировать, он может нас уничтожить. Поэтому важно, чтобы учреждения самоуправления и экологические организации действовали вместе, чтобы господствовали над инвестициями, направляли так называемый прогресс в безопасное русло, а не спорили о том, сколько метров древесины вывезено из Пущи. В этом вопросе обязательны переговоры и компромиссы.
Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта