Золушка? А почему не принцесса?!

Леонтий КУЧКО, "Рэспублiка", № 91, 23.05.2006

Мало только располагать тысячами озер и рек, дикой природой и первозданным бытом. Надо уметь их «продать»

В прошлом году о туризме в республике заговорили много и по делу. И не только в чиновничьих кабинетах. Уже одно принятие Беларуси в Международную организацию туризма стало событием. Нашим рынком всерьез заинтересовались несколько крупнейших российских туроператоров, открывших в республике свои представительства. Обделенная ранее вниманием отрасль туруслуг из жалкой Золушки постепенно превращается в принцессу.

Общий объем оказанных туристско-экскурсионных услуг выполнен на 137 процентов и уже составил почти 36,5 миллиарда рублей. Неплохо стартовали и в первом квартале этого года. Если в 2004 году в Беларусь въехало более 67 тысяч гостей, то в прошлом — на 23 тысячи больше. Впервые все регионы выполнили основные плановые задания. Уже действует 11 туристических зон.

Имеются хорошие примеры работы не только наших знаменитых горно-лыжных комплексов «Силичи» и «Логойск», но и многих национальных парков и заповедников с их огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. В одном только Государственном национальном парке «Беловежская пуща», по словам директора местного музея Григория Романюка, в 2005 году побывало 180 тысяч человек не только из нашей страны и СНГ, но и из Европы, США, Китая, Японии, что почти на четверть больше, чем в 2004 году. Минувшей зимой здесь принимали ежедневно по полтысячи туристов. Здорово продвинулся в развитии сельский агро- и экотуризм.

Туруслуги становятся все более востребованными, прозрачными и рентабельными. Эту сферу признали не только реальным сектором экономики, но и отнесли к высокодоходным отраслям народного хозяйства. Впервые в бюджете под туризм выделена отдельная строка, запланированы немалые финансовые средства на рекламно-информационные услуги. К нынешнему сроку выполнения Национальной программы развития туризма – 2010 году — будем принимать в шесть раз больше гостей. Ожидается принятие в последнем чтении закона о туризме. В этом году в каждой области планируется функционирование 2—3 комплексов, готовых принимать по 100—150 тысяч туристов ежегодно.

Импульс всему этому был дан на государственном уровне. Управление делами Президента Республики Беларусь решило шире использовать потенциал национальных парков и заказников, санаториев и баз отдыха для развития внутреннего и въездного туризма, развивать экологические, оздоровительные, охотничьи, рыболовные и другие привлекательные для жителей и гостей страны туры.

Многие белорусы выезжают за рубеж, не зная наших местных условий. Ведь на белорусском рынке сложилась не устраивающая государство ситуация. Как сказал начальник Управления туризма Минспорта Виктор Янковенко, вместе эти два вида туризма (въездной и внутренний) в общем объеме занимают только 20 процентов, тогда как выездной — в четыре раза больше. Такой отрицательной диспропорции нет ни в одной стране.

Пора чиновникам разного ранга увидеть проблемы отрасли. Началось первоначальное строительство туристической инфраструктуры на местах. В том числе парков и заказников. Выделены финансовые средства на возведение второй очереди гостиницы в Беловежской пуще, разрабатывается проектно-сметная документация для аквапарка на Нарочи. Появятся новые туробъекты в Национальном парке «Браславские озера» и Припятском заповеднике. Летом этого года должен принять туристов-водников Августовской канал.

Больше стали развиваться регионы за счет своих местных бюджетов или вложений инвесторов. Появилось более 40 новых туристических объектов. Вот бы еще соответствующую придорожную инфраструктуру и сервис на основных автомагистралях создать, чтобы гости задерживались на нашей территории. Как заявил заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга, туристическим фирмам прибавится задач по выполнению правительственного комплексного плана по привлечению иностранных граждан на санаторно-курортное лечение и оздоровление в Беларуси. Причем это обоюдовыгодно, так как компании не только будут выполнять обязательные задания по въездному туризму, но и получат комиссионные вознаграждения.

На каждой территории появятся Деды Морозы и Купалинки, будет местная изюминка, экзотика или эксклюзив. И можно будет пригласить иностранцев, например, поучаствовать в экстремальных моторалли по болотам и лесам, фотоохоте на болотную камышевку, разделке кабана...

Надо не просто иметь тысячи рек и озер, дикую природу и первозданный быт, но и уметь создать яркие туристические мифы и легенды, все это представить в лучшем свете и выгодно продать уже готовый турпродукт.


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта