Без рекламы пива!

Эунике Блаваскунас (антрополог, США), Интернет-сайт "Lesza dla Puszczy", 15.11.2005

*(Статья о польской части Беловежской пущи, прим. редактора сайта)

Национальный парк – это национальное наследие, что означает принадлежность всем гражданам Польши и существование в форме других отношений собственности, в отличие от государственного леса, частной собственности или земель, которыми владеют местные гмины. Назвать что-нибудь наследием означает, что это – непосредственное наследство, полученное от исторических правителей, в данном случае - от польско-литовских королей и российских царей. Это отличается от обычных отношений с собственностью и находится вне рынка, оперирующего понятиями ценности и товарности. Таким образом, размещение рекламы пива в центре леса в резервате Глушец (Глухарь) в Беловежском национальном парке – это начало тревожной тенденции по превращению национальных сокровищ в объекты, которыми можно торговать на усмотрение директора парка.

Глубинный смысл значения размещения рекламы пива в глубине леса с точки зрения теории и практики кажется лишенным аргументов в пользу того, что польским национальным паркам нужны деньги и связанная с этим продажа места под рекламу внутри национального парка являются одним из способов зарабатывания наличных денег. Беловежский национальный парк разрешил размещение рекламы в связи с начинающимися развлекательными поездками на поезде по железной дороге, которая построена между Глушцом и Старой Беловежей. Надо полагать, что деньги, заработанные от продажи данного места под рекламу, непосредственно пойдут на дальнейшее развитие этих прогулок на поезде. Вопрос не в том, может ли реклама пива в лесу способствовать сохранению природы, а скорее всего в том, как рекламные объявления на территории национальных парков, прежде всего на охраняемей территории национального парка (в противоположность рекламным объявлениям на столах в ресторане или на брошюрах в национальном парке) изменят наше отношение к природе в парках и будут далее способствовать развитию других видов коммерческой деятельности, которые противоречат целям национального парка.

По определению национальный парк может разрешать многие вещи и выполнять разнообразные общественные функции. Национальные парки предоставляют пространство для общества, чтобы уединиться от мирских забот и жизненных интриг. Здесь находятся места для отдыха и ученых, для ведения исследований и обучения населения естественным наукам и культуре. Однако национальные парки отличаются от ландшафтных парков и городских парков одной фундаментальной особенностью: они защищают остатки природы, которые обычно находятся в диком и нетронутом состоянии.

Факт того, что глухари вымерли в Беловежском лесу и что реклама пива направлена на поддержку развлекательных прогулок на поезде с заездом глубоко в абсолютно заповедную зону, означает, что мы мало обращаем внимание на потребности исчезающих видов. Некоторые могут утверждать, что глухари уже вымерли и что так называемая “образовательная прогулка" на поезде будет способствовать повышению внимания к проблемам сохранения остатков дикой природы. Но если Вы отмечаете на карте снижение численности какого-либо вида, то такое снижение почти всегда одинаково, будь-то для животного или растения, связано с уничтожением среды обитания. Поезд, а также едущие на нем люди, которые, безусловно, будут собираться в большие группы на станциях Глушец и Старая Беловежа, - это серьезный шумовой и физический фактор вторжения в среду обитания всех животных, которые живут в Беловежском лесу.

Символы всегда приводят к физическим последствиям. Рекламные объявления означают навязчивость. Они убеждают нас в потребности приобретения изделий, которых в ином случае мы не использовали ли бы. Рекламодатели изучают психологию с целью лучше узнать наши опасения и желания при продаже их изделий. Реклама пива, на которой изображен зубр, предназначена для того, чтобы связать нашими ассоциации между зубром на пиве и редкими исчезающими животными, которые населяют Беловежскую пущу. Это значит, что мы связываем все качества, которыми общество наделило зубра (благородство, свобода, выживание в трудных условиях), с их пивом. Рассмотрим последствия. Посетителям национального парка подают пиво с зубром, не важно - на Старой Беловеже или в Глушце. Инфраструктура, построенная на деньги пивоваренной кампании "Зубр", позволяет организовывать вечеринки в лесу (которые почти никогда не бывают тихими и торжественными). Они продолжают делать это, только уже в большем количестве и в большем числе мест, при этом нет абсолютно никакой связи с реально существующими зубрами, которые бродят по лесу, за исключением факта их отпугивания от тех мест, где собираются группы людей. (Я должен указать на то, что зубр не пьет пиво и "не позировал" их рекламе пива.)

Кроме всего, размещение рекламы пива марки “Зубр” в национальном парке приносит неудобства для людей. Из-за поезда и более частых вечеринок с распитием пива в двух уже упомянутых местах люди теряют возможность спокойно наблюдать за имеющейся здесь природой. Будучи в одиночестве или с несколькими людьми и терпеливо сидя в одном месте в течение длительного времени, это - наилучший способ видеть дикую природу и животных. Вечеринка и развлекательная атмосфера ограничивают возможности для людей познать уникальный дикий характер этого леса, посмотреть который приезжает так много польских граждан и иностранцев.

Возвращаюсь к моей первоначальному рассуждению об отношениях собственности. В разгар того, когда все становится доступным для продажи, национальный парк представляет собой безопасное убежище, во многом похожее на церковь, где мы сразу же уходим от своих забот и задумываемся о чем-то, что намного больше и глубже, чем любой из нас, даже вместе взятых. Мы не можем позволить определять ценности, находящиеся на территории национального парка, интересами капитала, главная цель которого состоит в том, чтобы продать изделие или продукт. И когда таким продуктом является пиво и организация вечеринок на территории национального парка, мы компрометируем сами себя и ставим под угрозу дикую природу, которая зависит от этой собственности, оформленной как национальный парк.

----------------------------------

Комментарий к статье

Эунике Блаваскунас работает антропологом в Университете Санта Круз в Калифорнии. В течение 10 лет занимается общественными отношениями, связанными с восприятием дикой природы в регионе северо-восточной Польши. Написала раздел в книжке "Человек и лес" (www.ekopress.pl). Принесла этот текст, потому что не могла не прокомментировать того, что увидела в Пуще, и попросила дать возможность познакомиться другим, а заодно обратила внимание на то, что в первую очередь поляки и жители этого региона должны выражать свое мнение. Она все-таки иностранка. А нам, живущим здесь, эти дела безразличны?

Януш Корбель,
Товарищество Охраны Ландшафтов из Хайнувки (Польша)
(Комментарий к статье помещен на интернет-сайте "Hajnówka - Niezalezny Portal Internetowy")