Матяш БРЕН: Экотуризм — это выгодно

Мария САДОВСКАЯ, "Белорусский рынок", №39, 10 - 17 октября 2005

Американец Матяш БРЕН — глава международной компании ICARA, занимающейся бизнес-развитием. В Беларусь он приехал по просьбе Госдепартамента США для того, чтобы изучить возможности развития экологического туризма в нашей стране и рассказать об экотуризме белорусам. Об особенностях экотуризма и о перспективах Беларуси в этой отрасли г-н Брен рассказал в интервью корреспонденту “БР”.

— Г-н Брен, в чем важность развития экологического туризма? В чем его отличие от обычного туризма?

— Экотуризм пытается донести до людей понимание того, что можно заниматься туризмом, не нанося вред окружающей среде. Потому что если концентрироваться только на бизнес-задачах и не думать про экологию, то позже придется заплатить в десять раз больше. Часто в туристической отрасли можно встретить примеры, когда кто-то строит гостиницу в прекрасном месте, а через 10 лет место перестает быть прекрасным из-за загрязнения окружающей среды.

Важным в развитии экотуризма является частная собственность и участие местного населения. Экотуристы обычно останавливаются в частных домах, хозяева которых горды не только самим домом, но и окружающей его местностью. И в интересах хозяев — позаботиться о том, чтобы природа вокруг после визитов туристов оставалась прежней.

— Сколько времени обычно проходит между осознанием в стране важности экотуризма и реальными действиями по развитию этой отрасли? Каковы в этом отношении перспективы Беларуси?

— Это сложный вопрос, ведь каждая страна уникальна. Но в большинстве стран отношение властей и общества к экотуризму поначалу скептическое. Их нужно убеждать, что экотуризм выгоден, что можно зарабатывать деньги, привлекать иностранные инвестиции, развивая именно это направление туризма.

Следует отметить, что развитие экотуризма тесно связано с уровнем развития страны. В развитых странах экотуризм достаточно развит: там выше уровень знаний об экологии, особенно среди молодежи. Чем менее развита страна, тем меньшим приоритетом в развитии турбизнеса является экология.

Мне кажется, что белорусы очень открыты к идеям экотуризма. Есть страны, где натуральные ресурсы для населения — это всего лишь место для охоты, рыболовства и т. д. Там люди не воспринимают природные богатства как красоту, которую следует охранять. Ваши же люди осознают, что у них есть прекрасные парки, которые к тому же нужно охранять. Другой вопрос, как именно их обустраивать. Таким образом, в Беларуси уже сделан важный шаг в направлении экотуризма, который не сделали многие другие.

Но одного осознания мало. Для развития экотуризма необходима поддержка правительства — в вопросах кредитования, развития инфраструктуры. Одно дело — вкладывать деньги в строительство гостиницы “Европа” в центре Минска, другое — поддерживать туризм в глуши, к которой нужно обеспечить проезд, и т. д. Если владельцу дома где-нибудь в глуши нужно обустроить свое хозяйство так, чтобы привлекать туристов, правительство может сказать ему: мы даем тебе долгосрочный кредит, чтобы ты мог построить то, что нужно. И такая поддержка действительно будет способствовать развитию экотуризма в долгосрочной перспективе. Но если человеку скажут: да, мы поддерживаем развитие экотуризма, но не дадим на это денег, то вряд ли он найдет возможность потратить тысячу или больше долларов на то, чтобы в перспективе к нему приехали немецкие или американские туристы.

— Многие ли представители американского бизнеса будут заинтересованы инвестировать в экотуризм в Беларуси?

— Я не специалист по Беларуси, и наверняка сотрудники американского посольства знают лучше меня ситуацию в деталях. Но я могу сказать о своем общем впечатлении. Оно таково, что в Беларуси (по крайней мере там, где я побывал) существует серьезный потенциал для развития экотуризма, хотя в то же время существует множество препятствий.

Если говорить об американцах, то наши бизнесмены предпочитают ездить в страны с прозрачной, открытой к инвестициям бизнес-средой. Кроме того, им нужна уверенность, что все, что им обещано, будет выполняться. К сожалению, пока у большинства представителей американского бизнеса нет такого впечатления о Беларуси.

Возможно, ситуация изменится, когда здесь произойдут политические перемены. Однако это не значит, что сейчас ничего не нужно делать: чем больше людей узнает об экотуризме, тем больше шансов на повышение внимания к этой теме в обществе в целом.

— Может ли белорус рассчитывать на прием у себя гостей из Латинской Америки или же это будут соседи, живущие в Польше или Германии?

— Обычно экотуризм — это когда богатые люди ездят к бедным. Поэтому экотуристы — это в основном граждане США, Канады, изредка Мексики, а также, конечно, Западной Европы и Японии.

В то же время это всегда очень специфические группы населения: люди, которых интересует наблюдение за птицами, животными, посещение национальных парков... Отдельную группу составляют охотники. Хотя некоторые экологи считают, что охота не входит в понятие “экотуризм”, я думаю, что это не так. Если где-то слишком много медведей или других видов животных, то почему бы не поохотиться там? К тому же многие охотники по-настоящему любят природу.

Беларусь пока мало известна на мировом рынке экотуристических услуг. Сюда приезжают скорее те, кто побывал в Польше и узнал, что у национального парка Беловежская пуща есть еще и белорусская часть. То есть о стране узнают больше по слухам. Польша в этом отношении пока впереди. У нее более открытая экономическая система, на руку Польше играет и то, что у нее более простая визовая система, а также большое население, которое много ездит по свету. Кроме того, в Польше предпринимали действия по развитию экотуризма на правительственном уровне за несколько лет до того, как в Беларуси начали об этом задумываться.

— Беларусь уникальна в экологическом плане не только благодаря хорошо сохранившейся природе, но и потому, что серьезно пострадала от последствий чернобыльской катастрофы. На ваш взгляд, это препятствие для развития экотуризма в нашей стране или же, наоборот, привлекательная черта для развития экстремального экотуризма?

— Всегда есть люди, заинтересованные в экстремальном отдыхе. Так что, если ваша страна решит развивать “чернобыльский туризм”, то наверняка к вам действительно кто-то приедет, — но таких людей будет немного. В прошлом году, еще не зная о поездке в Беларусь, я читал в нескольких журналах обсуждение возможности поездок в чернобыльские регионы, но тон публикаций обычно был очень скептическим. Так что, я думаю, в основном люди будут говорить: “Зачем ехать куда-то ради того, чтобы увидеть загрязненные радиацией регионы?”.

Правда, с американцами в этом плане будет проще. К сожалению, география не является сильной стороной американского образования, и это только на руку Беларуси: многие люди в США просто не ассоциируют Беларусь с Чернобылем. Связывать эти два понятия могут разве что те, кто специально изучал географию или много путешествовал.

— Экотуризм — это в основном экологическое сотрудничество?

— Я думаю, эффект от экотуризма заметен не только в сфере экологии. Если рассмотреть демографию туризма, то еще поколение назад наиболее популярным видом туризма было посещение знаменитых мест — например, Эйфелевой башни или Лувра — просто для того, чтобы затем с гордостью рассказывать об этом и показывать фотографии. Молодое поколение туристов больше интересуется современной культурой, общением с людьми, которое к тому же стало проще благодаря популярности английского языка. У нынешних туристов намного больше интереса к культуре и знаниям. Так что экотуризм — это не только экология.

Справка "БР"

"Экологический туризм — это целенаправленные путешествия в природные территории с целью более глубокого понимания местной культуры и природной среды, которые не нарушают целостность экосистем и при этом делают охрану природных ресурсов выгодной для местных жителей". (Общество экотуризма, Ecotourism Society, 1994)


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта