Гости — в горле кости?

Сергей КОЖУХ, «Советская Белоруссия», № 157, 17.08.2005

Субъективные заметки о барьерах для въездного туризма

Директор туристической компании рассказала мне историю из собственной практики:

— Привозим японских туристов на экскурсию в один из наших национальных парков. Приехали на суперсовременном автобусе, отвечающем самым строгим европейским экологическим стандартам. И нам предложили оставить свой «Неоплан» у въезда в парк... Однако тут же порекомендовали пересесть на видавший виды местный «пазик», а за услуги — поездку на нем — заплатить отдельно. Обоснование всей этой нелепицы таково: мол, приезжающий транспорт с туристами негативно воздействует на первозданность природы заповедника. Поэтому, дескать, добро пожаловать в наш собственный «лимузин». Пусть даже он давно на ладан дышит, а выхлоп из глушителя доведет до инфаркта не самого впечатлительного гринписовца. Японцы пожали плечами и от дальнейшего знакомства с удивительными красотами белорусской природы вежливо отказались...

Очень часто дискуссии о развитии въездного туризма сводятся к главному и единственному выводу: как только в Беларуси будет создана конкурентоспособная туристическая инфраструктура, иностранцы к нам ринутся в массовом порядке. Мне кажется, это заблуждение. И убедительнее всего это доказывает ситуация с организацией отдыха в отечественных национальных парках. Судите сами: сегодня там возведены комфортабельные дома отдыха и тургостиницы, некоторые из них по оснащенности вполне могут претендовать на самый высокий международный уровень. Но как только потенциальный турист, например, из Германии, сталкивается с реальностью, желание купить тур в Беларусь у него пропадает. И дело даже не в высокой стоимости виз. Самое большое недоумение у зарубежных гостей вызывает система оплаты за проживание. В Национальном парке «Браславские озера» стоимость одноместного номера на базе отдыха «Леошки» для белоруса составляет около 57 тысяч рублей, а для иностранца — более 40 евро! Вряд ли западный турист, приехавший на ту же Браславщину на собственном автомобиле, поймет, почему он должен еще дополнительно платить около 2 евро в сутки за гостиничную парковку. Он ведь клиент этой самой гостиницы! И уж совсем собьет с толку иностранца логика нашей индустрии гостеприимства, когда он узнает, что в том числе и на услуги автомобильной парковки существует 50–процентная скидка... для детей до 14 лет. Что это — обычная небрежность? А может, следствие укоренившегося мнения, мол, нет ничего более постыдного, чем прислуживать «басурманам»? Поэтому, дескать, будем давить из «буржуев» все соки, не обеднеют...

Говорят, Ататюрк как–то воскликнул: «Турки не будут богатыми до тех пор, пока не победят собственную гордыню!» Сегодня в турецких ресторанах официантами работают в основном мужчины, которые не видят ничего зазорного в своей профессии. Низвержение сомнительной гордыни обернулось в итоге миллионными прибылями, которые приносит сейчас индустрия туризма в Турции. А что у нас?

Как–то заехал я со своими чешскими друзьями в ресторанчик, расположенный возле одного из санаториев. Полчаса ждали, пока нам принесут меню, еще минут через сорок официант соизволил принять заказ. Двое из нас заказали по 200–граммовой порции шашлыка. Через полчаса шашлык принесли, но почему–то только одну порцию. Второй так и не дождались. А при расчете выяснилось, что шашлык был с сюрпризом: официант вместо двух порций по 200 граммов выложил 400 граммов мяса на одну тарелку, но предупредить клиентов об этом трюке не соизволил. В результате один «счастливчик» с трудом поднялся из–за стола, а второй по–сиротски прихватил с собой хлебушка, чтобы хоть немного утолить голод...

Вообще, очень хочется, чтобы сервис у нас постоянно стремился к «навязчивости». Подвижки в последнее время какие–то есть, но уж настолько они робкие... Скажем, в одном из оздоровительных центров на Нарочи появился боулинг. Но... почему–то только на две дорожки. А желающих поиграть, сами понимаете, значительно больше. Как следствие — у людей буквально на ровном месте возникает раздражение, а общие впечатления от отдыха оказываются смазанными.

В Беловежской пуще реализовали интересную задумку под названием «Резиденция Деда Мороза». Но не предусмотрели, что количество экскурсантов будет таким огромным. В итоге, по отзывам сотрудников некоторых турфирм, в прошлом году Дед Мороз едва справлялся с потоком гостей и общение с ним стало напоминать конвейерный «сеанс одновременной игры». Ведь основные потребители этой новогодней услуги — дети. Для них Дед Мороз — добрый сказочный персонаж, помогающий свершиться чуду. И малышня справедливо надувала губы, столкнувшись не с чародеем, а с усталым дядей–актером.

Мы уже более–менее научились рекламировать собственный туристический продукт, но продаем его иногда так, будто вынуждены расставаться с бесценной семейной реликвией. Ну а как иначе расценивать такой эпизод? В Интернете появляется объявление, в котором расписываются прелести водного путешествия на теплоходе по одной из белорусских рек. Там, мол, к вашим услугам прием воздушных и солнечных ванн на палубе теплохода, рыбалка, купание в реке, сауна, комфортабельные каюты, фирменные блюда белорусской и украинской кухни, первоклассное обслуживание экипажа и т.д. После чего на одном из форумов в том же Интернете появляется такая вот реплика по поводу замечательного теплохода: «Созвонился с двумя фирмами, продающими этот тур, отправил e–mail. И что Вы думаете — тишина, хотя просил ответить оперативно, так как есть иностранные клиенты, которые хотели бы недельку покататься».

Словом, нельзя уповать сегодня только на то, что, построив множество шикарных отелей, мы автоматически сделаем страну привлекательной для иностранцев. Явно должен появиться некий крупный национальный туроператор, который бы «замкнул» на себе все разрозненные предложения по отдыху в Беларуси — от VIP–апартаментов до скромных сельских усадеб. Кроме того, для успеха в турбизнесе необходимо предусмотреть даже самые на первый взгляд несущественные мелочи. Вплоть до того, чтобы какой–нибудь скандинав был уверен, что в Беларуси в чрезвычайной ситуации он сможет получить экстренную квалифицированную помощь по своей медицинской страховке. Но самое главное — пора «перепрограммировать» собственную психологию, уяснив наконец, что обслуживание иностранного туриста и подневольный труд на зарвавшегося барина понятия отнюдь не тождественные.