Руками экспонаты не трогать!

Виктор ГОРДЕЙ, «Лiтаратура i мастацтва», №6, 11.02.2005

Тишина необычная, и в этих молчаливых и светлых залах совсем к месту вспоминается известный фразеологизм – тишина музейная. Слышно, как рядом несмело перешептываются с утра еще редкие здесь посетители, издалека на мгновение привлекает внимание приглушенный голос экскурсовода. И тогда, вырвавшийся из внезапного оцепенения, вызванного грустным в своей неподвижности царством давно неживых зверей, птиц, рыб, пресмыкающихся, насекомых, все вокруг начинает приобретать реальные очертания и смысл. Оживают удачно подсвеченные витрины, стенды, экспозиции, оригинальные композиции и макеты, проясняются стволы деревьев, которые, пробивши высокий белый потолок, «проросли» на второй этаж просторного помещения. Всюду на стенах и в каждом подходящем углу, показывая неповторимые в первородной красоте местные пейзажи, размещен богатый иллюстрированный материал, но то, что на объемных фотографиях преобладает изображение патриарха этой земли – зубра, не дает ни на секунду усомниться: мы находимся в знаменитом и единственном в своем роде Музее природы «Беловежская пуща».

Находящиеся в деревне Каменюки перед самым въездом в необъятные пущанские дебри, и вообще в стороне от больших дорог, беловежский музей сегодня известен далеко за границами нашей страны, и об этом говорит достаточно впечатляющая цифра: количество экскурсантов за год давно превысило сто тысяч. Об их быте и полноценном отдыхе постоянно заботится администрация национального парка. Так, в гостиничном корпусе недавно проведен евро ремонт, к услугам туристов шикарный ресторан со всеми атрибутами пущанской экзотики в оформлении, и сегодня, при еще достаточно неустойчивых рыночных отношениях, уже не вызывает возражения, что в этом же самом здании, как раз по средине, внимание даже задумчивого путешественника привлечет скромная вывеска «Музей природы», а год ее появления точно обозначен снаружи на белой высокой башне: 1960. Десятки, а то и сотни чучел зверей и птиц, богатые коллекции земноводных, пресмыкающихся, вредителей леса, как видно, готовились не одним поколением музейных сотрудников, а сегодня это очень хлопотное и усердное дело ведется под пристальным руководством начальника музея Григория Устиновича Романюка. Об истории пущи и ее неповторимом животном и растительном мире рассказывают более 700 экспонатов, размещенных на двух этажах в шести экскурсионных залах общей площадью 630 м2, хотя на осмотр здесь выставлены далеко не все пущанские богатства и сокровища – на это не хватит, пожалуй, самого большого современного манежа.

Первый зал музея посвящен далекой и близкой истории Беловежской пущи, где много иллюстраций и документов, которые свидетельствуют о нелегком и непростом прошлом этого удивительного края. Но уже прямо в вестибюле экскурсантов встречает добродушный и величественный Пугинал – чучело самого знаменитого зубра из пяти родственников, которые летом 2946 года были закуплены и привезены из Польши для спасения и продолжения зубриного рода. Пугинал был могучим и красивым властелином пущи, но и сегодня, в виде по-мастерски сделанного муляжа, стоя на невысоком постаменте, он является главным и бесспорным символом Беловежи. В этом же историческом зале кроме экспонатов-документов, выставленных книг, фотографий, картин, внимание посетителей привлекает талантливая композиция-миниатюра под стеклом, где на белом снегу возле костра пирует старинная шляхта после удачной охоты. Неуемные аппетиты магнатов привели к тому, что еще в XVII веке были уничтожены в пуще последние европейские туры, а в XVIII веке исчезли и тарпаны. Понятно, в музее, где нет случайных экспонатов, все-таки наиболее полно и объемно отражена трагическая история беловежского зубра, прямая угроза исчезновения которого миновала, но он по-прежнему занесен в Красную книгу Беларуси.

Несмотря на столетние испытания и жестокие войны, которые ни разу не обошли Беловежскую пущу стороной, ее животный мир все еще богат и разнообразен, о чем свидетельствуют со вкусом оформленные стенды, выставки, экспозиции Музея природы. Посетители увидят сердитого медведя, который застыл в позе, опираясь на сломанную березку, вот там настороженно притихла семья диких кабанов, дальше готовые разбежаться в стороны тарпановидные лошади, а рядом с ними гордо несут свое первородное величие, как бы коронованные лоси. Многочисленные экскурсанты подолгу простаивают возле этого чуть ли не самого знаменитого в музее стенда: два благородных оленя сцепились ветвистыми рогами в рыцарском поединке, но так и не смогли разъединиться, пока их, замученных, не нашли люди. Трагедия произошла еще в 1969 году, когда жертвы сентябрьских свадеб стали музейными экспонатами, и это не единственный случай гибели самцов-рогалей во время гона. С горечью нужно отметить, что в Беловежской пуще теперь нет и бурых медведей: ушли, исчезли, уничтожены еще сто лет тому назад и больше сюда не вернулись, так что музейный Михал Потапович с березой в лапах и раскрытой пастью вызывает полностью понятные ассоциации: кто же виноват в бедах пущи, если не сам человек?

Пока мы ходим от стенда к стенду, от экспозиции к экспозиции музей постепенно заполняется экскурсантами, но и сейчас ничего не нарушает утреннюю тишину – ни звука, ни шороха. В музеях вообще-то не принято ходить быстрым шагом, а впереди ведь еще четыре зала волшебной красоты. Самый большой – как раз тот, где шершавые стволы деревьев подпирают потолок другого этажа. Тут, как живые, глядят на вас барсук, енотовидная собака, горностай, куница, черный хорек, волк, рысь, косуля – в молчаливом согласии собраны вместе и миролюбивые звери, и их непримиримые враги. Вот и персонажи детских сказок: ежик, лиса, заяц. Еще один зал, четвертый, посвящен птицам Беловежи – от ястреба-тетеревятника до совсем маленького кулика-марадуньки, от черного аиста до токующего глухаря, которых, кстати, в пуще осталось очень мало. Интересно, что туристы могут увидеть в оригинале гнезда лебедя-шипуна, ремеза, канюка и других птиц. Богатая также коллекция уток и гусей, сов и летучих мышей, среди земноводных – бобры, ондатра, выдра, из пресмыкающихся – уж, гадюка, медянка. Есть коллекции беловежских бабочек и гусениц, а разнообразную коллекцию рыб украшает огромная щука, возле которой с горечью вздохнул не один рыбак, а также каждого удивляет черный угорь, а они, оказывается, не так и давно еще обитали в немногочисленных водоемах Беловежи.

Экспозиционные залы музея можно пройти из конца в конец, да и не один раз, но тяжело, непросто, а скорее всего и не возможно запомнить все богатства и знаменитости лесного края, выставленные на показ. Сокровища, что собраны тут, слишком ценные, чтобы их трогать руками, про что предупреждает и табличка на входных дверях. Одно остается точным и неопровержимым: Музей природы в деревне Каменюки, откуда мы, удивленные и восхищенные, только что вышли, своей духовной сутью полностью соответствует славе и величию старожитной Беловежской пущи, которая вместе с озером Байкал и водопадом Виктория решением ЮНЕСКО еще в 1992 году внесена в список объектов Всемирного наследия человечества.