«Песня пра зубра» Валентина Занковича

Ольга БЕРЕСНЕВА
«Минский курьер», № 296
02.04.2004

Наша газета уже не раз писала о возведении почти у самого въезда в столицу со стороны Могилевского шоссе архитектурно-скульптурной композиции «Беларусь партизанская». Работа над памятником ведется на протяжении трех лет. Наконец, назван окончательный срок открытия монумента — 3 июля нынешнего года, в День 60-летия освобождения Беларуси

Досье «МК»"

Валентин Занкович, архитектор-скульптор, окончил Белорусский политехнический институт и Белорусскую академию искусств. Участвовал в застройке жилых районов в Минске. Один из авторов ряда мемориальных сооружений: мемориальных комплексов «Хатынь», «Брестская крепость-герой», обелиска «Минск - город-герой», памятника «Катюше» в Орше, мемориального парка в городе Россоны Витебской области и других. Лауреат Ленинской премии и премии Ленинского комсомола. сечения Партизанского проспекта и улицы Енисейской. Вершину колонны-постамента украсит фигура женщины на зубре, а у подножия разместятся две скульптурные композиции: белорусские партизаны и беженцы.

В настоящее время в столичном скульптурном комбинате кипит работа — автор произведения Валентин Занкович «колдует» над огромной скульптурой из черного пластилина. На всю композицию, сделанную в натуральную величину, пошло 2,5 тонны этого материала. А «настоящий» памятник на Партизанском проспекте предстанет пред глазами минчан в граните и бронзе.

— Валентин Павлович, расскажите, пожалуйста, как родилась идея мемориала?
— Партизанская тема не нова в моем творчестве. Я как раз закончил работу над памятником «Партизанам Полесья» в Пинске, когда Минский горисполком выступил с инициативой создать и разместить подобный мемориал в столице. Я с радостью принял предложение поработать над эскизами. Для начала побывал на станции метро «Могилевская» и был ошеломлен ее архитектурой: настоящий подземный дворец!.. А наверху кипела работа по реконструкции Партизанского проспекта. Меня поразили простор, размах проводимого благоустройства. Было очевидно: чтобы монумент вписался в окружающую среду, он должен стать масштабным, впечатляющим. К тому же место расположения композиции — въезд в город — определяет многое. Памятник нужно было «поднимать», дабы он читался на фоне неба. И хотя было много инженерных проблем, все они постепенно разрешились с помощью ученых.

— Выбирая форму, вы остановились на колонне…
— Идея родилась под впечатлением мраморных колонн станции метро «Могилевская». Кроме того, колонна, как круглая форма концентрирует максимум информации, хранит в себе некую тайну. Подобные изваяния давно украшают многие европейские города. Так почему бы и белорусской столице не обзавестись памятниками европейского уровня? Вся сложность в том, чтобы сделать его интересно, неповторимо, найти символ.

— И таким знаком в вашей работе стал зубр?
— Да, ведь это воистину национальный символ. Изображение исполина белорусских лесов — гарантия узнаваемости Беларуси. А заповедник Беловежская пуща, как известно, внесен в Список Всемирного наследия Юнеско. Как же было обойтись без образа исполина Беловежской пущи, самой Беларуси?! В моем произведении гранитную колонну венчает капитель в виде верхушек деревьев, а зубр на ней как бы бежит по лесу.

— Женщина на зубре — олицетворение Матери Беларуси?
— Конечно, но ценность этого образа в том, что он одновременно символизирует и Беларусь партизанскую, и страну возрожденную. Я сознательно акцентирую внимание на том, что война остается внизу, и, поднимая взор кверху, мы обращаемся к Родине мирной, устремленной в будущее. Отдавая дань уважения и памяти минувшим героическим событиям, храня главные вехи истории для потомков, мы должны увековечить не только вчерашний день, но и будущее. Долгие споры велись о том, что должно быть в руках у Матери Беларуси: поначалу предполагалась винтовка, потом автомат, щит и меч… В итоге остановились на знамени.

— Что воплощают скульптуры у основания колонны?
— Здесь люди непосредственно общаются с памятником, поэтому нужен информационный и иллюстративный материал. В нише колонны — скульптурное изваяние группы партизан. Воплощен момент начала войны: юноши пришли в партизанский отряд с намерением воевать, и командир выдает им оружие. Я рассуждал так: самое главное — решиться, а там дело пойдет. К слову, белорусский лес — одно из действующих лиц в скульптурном произведении. Развивая сюжет далее, я акцентировал внимание на том, что война — это хаос, беспорядок, стихийное движение. Колонна «отмечена» следом войны — царапиной от авиабомбы или снаряда. Вторая скульптурная группа — толпа беженцев: женщины, дети с котомками и старик, призывающий их укрыться в лесу.

Предполагается, что у подножия памятника будет располагаться и его название — надпись «Беларусь партизанская. 1941–1944» — в виде рельсов и шпал (метафора рельсовой войны).

— В разработке проекта памятника учитывалось мнение самих ветеранов-партизан?
— Несомненно. В мастерской бывали представители различных общественных организаций, ветераны войны, представители Мингор-исполкома и мэр столицы, члены монументального экспертного совета при Министерстве культуры. А в ноябре прошлого года в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны состоялся просмотр и общественное обсуждение проекта с ветеранами войны. Они вносили свои предложения, которые, безусловно, учитывались.

— В какой стадии находятся работы сейчас?
— Мы укладываемся в намеченные сроки. Каменотесы трудятся над постаментом — колонна диаметром 2,5 метра будет вырублена из цельного гранита. К слову, его привезли с Украины (Покостовский гранитный карьер Житомирской области). Это неслучайно: по цвету камень напоминает белорусский булыжник. Отдельные части колонны будут «нанизаны» на металлический стержень. Активные работы ведутся и на месте расположения памятника: уже забиты сваи на глубину 13 метров. Идет благоустройство соседнего парка. Часть сквера, прилегающая к памятнику, оформляется в образе Беларуси озерной: здесь появятся небольшие фонтанчики, маленькие водоемы, изображающие реки, озера, болотца. Идет подготовка форм для отливки фигуры в бронзе. На саму лепку времени в обрез, тем более что осталось самое сложное - доработать образ женщины,олицетворяющей Родину-Мать. Вообще, в моей практике еще не встречался такой объем работ: тяжело и физически, и в творческом плане. Но для меня это огромная честь — работать над столь масштабным, грандиозным и в некотором роде уникальным произведением.