При организации тура особенно подчеркивалось, что данная выездная пресс-конференция плановая и не имеет никакого отношения к инициативе группы журналистов, обеспокоенных информацией о коммерческой вырубке деревьев в Беловежской пуще и предлагавших организовать в пущу трехдневную пресс-экспедицию.
Действительно, данная однодневная поездка имела весьма отдаленное отношение к тому, чего действительно хотели журналисты и ученые, обеспокоенные состоянием этого уникального европейского леса а именно, понять реальное состояние дел сколько и что вообще осталось от Пущи. Почти круглосуточно работающие лесопилки «своя», пущинская, и «экспортная», принадлежащая некому гражданину Польши, заставляют всерьез задаться этим вопросом. Однако админстрация парка утверждает, что никаких неазконных рубок на территории парка не ведется. Все, что рубится либо поражено короедом-типoграфом, либо пострадало от буреломов.
«Ограждение» прессы от ненужной информации было организовано весьма топорно, «по простому» как ведет себя директор парка, запросто матерящий своих сотрудников. Так, у части неугодных ученых и журналистов возникли проблемы с аккредитацией в числе проблемных оказались журналист-эколог, главный редактор экологической газеты «Белавежская пушча» Валерий Дранчук, бывший генеральный директор ГНП «Беловежская пуща» Евгений Смоктунович и его бывший заместитель, кандидат биологии Георгий Козулько. Смоктуновича и Козулько охрана остановила у входа на территорию «Беловежской пущи», а Валерий Дранчук, воспользовавшись журналистским удостоверением, все же смог пройти к зданию администрации парка, где и пообщался с журналистами.
Присутствие ученых было по понятным причинам нежелательным.
Ведь, по версии господина Бамбизы, во всем виноват короед типограф, напавший на пущинские ели несколько лет назад. А затем, видимо, подъев елку, жук оголодал и набросился на сосны и дубы. В
Как известно по опыту вспышки типографа в Подмосковье типограф весьма выгоден. Под предлогом заражения жуком можно безнаказанно вырубать любые приглянувшиеся деревья, что зачастую и происходит, а вот действительно зараженные деревья очень часто так и остаются стоять или лежать, способствуя дальнейшему расселению вредителя. Однако, как мы уже говорили, типограф поражает исключительно ель, а даже на снимках можно видеть срубленными великолепные сосны.
Кроме типографа, виновными в разорении Пущи опять-таки оказались ее нынешние защитники, бывшее руководство Пущи именно они, оказывается, дали расплодиться короеду, и они же закупили пресловутую лесопилку. Именно это было заявлено на пресс-конференции по итогам пресс тура. Понятно, что за глаза возводить напраслину гораздо проще.
Параллельно с попыткой скрыть правду о том, что происходит в Пуще, идет кампания по дискредитации и запугиванию тех, кто бьет тревогу. Так, их уже неоднократно пытались объявить душевнобольными, есть сведения о том, что к некоторым участникам кампании в защиту Пущи собираются применить меры физического воздействия, вплоть до устранения. Памятуя о том, как в Беларуси бесследно исчезают люди, есть весьма основательный повод для беспокойства.
Однако они не сдаются. Вот что сказал Валерий Дранчук, журналист-эколог: «Пущу рубят и вывозят, о чем сегодня мне с болью рассказывали местные жители. В результате экологического терроризма от былого величия пущи остается только фасад. А сегодня в пуще людей держат страхом потерять работу в лесной провинции. И это понятно, ибо за слово правды семья может остаться без средств к существованию. Люди переживают за заповедный лес и просят общественность вступаться за пущу».
Валерий Дранчук планирует детально заняться этой проблемой вместе с членами экологической общественной инициативы «Terra-Конвенция», созданной в поддержку международных природоохранных актов, конвенций и соглашений, участником которых является Беларусь.
Текст написан с использованием материалов Агентства БелаПАН и собственных источников информации.