СПРАВКА Рабочей группы по проверке Национального парка "Беловежская пуща" 29-30 июля 2003 года

жирным выделено редактором сайта для удобства чтения.

В связи с поступлением в Постоянную комиссию Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользования коллективного обращения граждан и ряда общественных экологических объединений по вопросу состояния национального парка "Беловежская пуща" и нарушении принципов социальной справедливости со стороны руководства ГПУ "НП "Беловежская пуща" рабочая группа в составе:

С выездом на место провела изучение реального положения дел. Основываясь на результатах анализа документов и натурного изучения НП "Беловежская пуща", а также рассмотрения порядка решения социальных вопросов группа отмечает:
Национальный парк "Беловежская пуща" находится в крайне сложной лесопатологической ситуации, сложившейся в результате последствий экстремально-засушливых погодных условий последних лет, которые вызвали ослабление ельников и способствовали массовому размножению короеда-типографа – опаснейшего вредителя ели и других стволовых вредителей, а также негативных последствий проведенной ранее мелиорации и пронесшихся в 2002 году ураганов. Положение усугубляется еще и тем, что ельники представлены великовозрастными, перестойными насаждениями, дополнительно ослабленными ввиду пораженности их корневыми гнилями. Под воздействием этого комплекса взаимосвязанных абиотических и биотических факторов происходит массовое усыхание еловых насаждений.
Администрацией и лесной службой государственного природоохранного учреждения "НП "Беловежская пуща" проводится определенный объем работ по профилактике, выявлению, ликвидации очагов массового размножения короеда-типографа, а также преодолению негативных последствий этого явления и последствий ураганов 2002 года. В Пуще, как и рекомендовалось ранее, налажена система лесопатологического мониторинга состояния ельников и короеда-типографа, в том числе с использованием феромонных ловушек. Это позволяет в основном своевременно отслеживать поврежденные участки, ставить их на учет и картографировать очаги короеда-типографа. На конец июля 2003 г. Выявлен 1881 га очагов короеда с объемом пораженной древесины 137 тыс. м3. В 2002-2003 гг. объемы применения феромонных ловушек составили около 1500 штук, что явно недостаточно. Применяемые здесь ловушки барьерного типа гораздо меньше стандартных, что снижает эффективность отлова жуков короеда-типографа. Нуждается в совершенствовании и сеть их размещения. На наш взгляд, большую часть ловушек целесообразно установить вдоль границ, разделяющих зону регулируемого использования, где разрешается проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, и заповедную зону, где короед-типограф беспрепятственно размножается и служит источником расселения в смежные насаждения. Ловушки в данном случае могли бы служить барьером на пути инвазии жуков в регулируемую зону.
За последние 2 года в Пуще существенно возрос объем санитарно-оздоровительных мероприятий. В 1-ом полугодии текущего года выборочные санитарные рубки проведены на площади 1300 га, выкладка ловчей древесины – в объеме 5 тыс. м3, выборка свежезаселенных деревьев – более 5 тыс. м3.

Силами работников ГПУ "НП "Беловежская пуща" оперативного проведена разработка ветровальных и буреломных насаждений, поврежденных ураганами в феврале и июле 2002 г. На площади более 180 га. Следует отметить достаточно оперативную разработку ветровальной и буреломной древесины, служащей кормовой базой для массового размножения короеда-типографа и других вредителей-ксилофагов, очистку вырубок от порубочных остатков. Это позволило уже весной 2003 года провести работы по лесовосстановлению. В частности, на 120 га созданы лесные культуры главными лесообразующими породами (сосной обыкновенной, дубом черешчатым). Для сохранения молодых посадок от повреждения копытными проведено огораживание лесных культур проволочными ограждениями общей протяженностью 20 километров.

Вместе с тем, необходимо отметить, что санитарные рубки проводятся преимущественно вдоль дорог, для удобства вывоза древесины, в то время как внутри кварталов продолжается фактически беспрепятственное распространение стволовых вредителей на ослабленных деревьях ели. Таким образом, рубки не достигают необходимого результата, создавая при этом неблагоприятный внешний вид Пущи. Кроме того, на лесосеках отмечено большое количество невывезенной древесины.

Не было получено достоверной информации о применяемых биосферно совместимых методах ухода за лесом, с учетом природоохранной значимости Пущи. В частности, для обеспечения сохранения биологического разнообразия (целого комплекса животных и растений – деструкторов древесины и использующих мертвые деревья как жизненный субстрат) необходимо сохранение части стоящих сухостойных деревьев, а также валежника. Особенно это касается лиственных пород. В ряде мест зоны регулируемого использования парка отмечены поваленные сухие деревья, однако системно работа по сохранению мест обитания для всего лесного комплекса живых организмов не прослеживается.

Это не малые объемы, однако, учитывая масштабы лесопатологического процесса, указанного объема работ по оздоровлению ситуации явно недостаточно. Как показал осмотр комиссией древостоев, продолжается заселение короедом-типографом внешне жизнеспособных елей, ослабленных неблагоприятными погодными условиями, а также действием болезней (корневыми гнилями), что требует увеличения объемов санитарно-оздоровительных мероприятий, адекватных масштабам вспышки массового размножения вредителя, прежде всего в части использования феромонных ловушек.

Оценивая в целом положительно активность по лесовосстановлению вырубок, нужно отметить слабое научное обеспечение работ в этом направлении. Несмотря на длительное время распространения в Пуще очагов поражения ели короедом, до сих пор не выработана специальная программа работ по санитарным мероприятиям и восстановлению естественного леса Пущи после прошедших стихийных процессов. На научно-техническом совете национального парка такая программа не рассматривалась. Энергичные меры по облесению осуществлены весьма спорными с точки зрения поддержания естественного режима территории методами (раскорчевка, чистые лесные культуры, рядовые посадки, неопределенная роль естественного возобновления, применение отвальных плугов и т.д.) Даже если принятые решения являются правильными с экологической точки зрения или единственно возможными, это требует серьезного обоснования, поскольку они касаются весьма значительных площадей.

В парке не разработана концепция лесовосстановления, которая остро необходима в связи с массовым проведением сплошных санитарных рубок, приемкой в состав национального парка непокрытых лесом земель от иных пользователей, наличием вероятности катастрофических явлений (ветровалы, пожары и т.п.).

Рекогносцировочный осмотр древостоев, нарушенных в результате деятельности насекомых-вредителей, не дает достаточных материалов для полноценного заключения о возможных нарушениях природоохранного и лесного законодательства при проведении лесозащитных мероприятий, однако следует указать на несвоевременную вывозку вырубленной древесины с отдельных лесосек. В условиях исключительно больших объемов вырубки и при отсутствии достаточных мощностей для вывозки и переработки древесины, должна быть установлена очередность вывозки: сначала свежезаселенная короедом древесина, а затем уже отработанная вредителями.

Проект организации и развития лесного хозяйства НП "Беловежская пуща" на 1993-2012 гг. был разработан по материалам проведенного лесоустройства в 1992 году.

В проекте отражена характеристика лесного фонда, произведено зонирование территории, назначены необходимые лесохозяйственные мероприятия и определены их объемы. Программа проекта и объемы запроектированных мероприятий согласованы с заказчиком.

К сожалению, заказчиком из-за отсутствия финансовых средств в свое время было отклонено предложение лесоустройства о проведении комплексного устройства территории, включающего в себя лесопатологическое обследование всех лесов, дополнительные работы охотоведческого и геоботанического характера с отображением динамики естественной кормовой базы животных, их оптимальной и фактической численности, динамики ареалов и мест произрастания редких и эндемичных видов растительности, а также старовозрастных и других видов уникальных лесных ценозов и решения других вопросов. Заказчиком также было отклонено предложение о разработке схемы планировочной организации национального парка с глубокой проработкой вопросов использования территории в рекреационных целях.

Следует отметить, что по причине ухудшения экологической ситуации в парке, связанной с усыханием еловых насаждений, буреломами и ветровалами, лесохозяйственные мероприятия и их объемы, предусмотренные проектом, в последние 5-6 лет потеряли свою актуальность и требуют корректировки.

Комиссией обследованы отдельные места проведения выборочных санитарных рубок усыхающих ельников в зоне регулируемого рекреационного пользования и создания лесных культур на месте прошедшего ветровала.

При производстве выборочных санитарных рубок подлежали вырубке только усохшие деревья. Ассортимент древесных пород при создании лесных культур соответствует типу лесорастительных условий.

В лесном отделе произведена проверка полноты и качества внесения текущих изменений в лесоустроительную документацию (планшеты, таксационные описания) и ведения документов по отпуску леса и лесовосстановлению. Вышеназванные работы проводятся в соответствии с требованиями "Инструкции по внесению текущих изменений в материалы лесоустройства". Вместе с тем, необходимо отметить, что за прошедшее время надзор за проведением лесоустройства не проводился.

В ходе работы комиссии просмотрены документы по ведению охранной работы сотрудниками ГПУ "НП "Беловежская пуща". Выявление нарушений режима, правил любительского рыболовства и положения об охоте происходит регулярно и дела о нарушениях передаются в суды и административные комиссии райисполкомов. В 2002 году по отчетности в журналах регистрации правонарушений зарегистрировано 90 протоколов инспекции НП, не вошли в централизованную отчетность за 2002 год, что искажает результаты работы, объективность информации и отчетности.

По результатам выявленных правонарушений заведено 2 уголовных дела, которые успешно завершены. Однако многие административные дела возвращаются судами за недостатком доказательств.

На 1 июля 2003 г. численность научного отдела парка составляет 16 человек, из них только 2 кандидата наук. Объем финансирования НИР на 2003 г. Запланирован в сумме 113,7 млн. рублей. Финансирование открыто на 113 млн. рублей, в том числе на четвертый квартал 40 млн. рублей. Освоено на текущий момент около 57 млн. рублей.

В отделе выполняется комплексная тема "Сохранение биологического разнообразия и устойчивое развитие экосистем Беловежской пущи" Государственной программы фундаментально-ориентированных исследований "Биологические ресурсы". Она включает 10 разделов, охватывающих основные проблемы динамики, устойчивости и мониторинга состояния высоковозрастных лесов парка, современного состояния и динамики редких охраняемых растений и животных, оптимизации численности и оздоровления популяций копытных в Беловежской пуще и в ЭЛОХ "Шерешевское", развития туристической деятельности. В целом тематика выполняемых НИР имеет определенную научную значимость, она в основном актуальна и направлена на разработку текущих практических проблем, но их решение имеющимися силами нереально.

В последние годы имеются определенные сдвиги в работе научного отдела парка: решаются проблемы финансирования, транспортной обеспеченности НИР, направлены для обучения в заочной аспирантуре 2 молодых специалиста. Однако, постановка научно-исследовательской работы и структура научного отдела ГПУ "НП "Беловежская пуща" требуют коренного совершенствования.

Приходится констатировать, что научный отдел парка, учитывая его малочисленность, недостаточную квалификацию и малый опыт работы части сотрудников, высокую текучесть кадров не способен в полном объеме обеспечить научное и методическое обоснование решения крупных экологических и организационных проблем, возникших в Беловежской пуще в последние годы. В составе отдела практически ликвидирована основная – лесная группа.

Поэтому отсутствует научное обоснование ведения комплексного устойчивого лесного хозяйства, в особенности проблем, связанных с явлениями катастрофического характера, имеющими место в лесах парка массовое усыхание ели, масштабные ветровалы, а также научно-обоснованная программа (стратегический план) развития парка в части его территориальной организации, работы с населением и других направлениях.

Учитывая тревожную динамику и неустойчивое состояние лесных экосистем, обусловленные высоким возрастом древостоев, экстремальными погодно-климатическими условиями, развитием патологических процессов, а также важность лесов Беловежской пущи, как объекта Мирового наследия человечества, имеющих исключительное природоохранное, научное, просветительское и культурно-историческое значение, требуется безотлагательная разработка и реализация долгосрочной комплексной программы (или комплекса проектов) с привлечением институтов НАН Беларуси, вузов. Такая программа должна включать серьезное комплексное исследование современной динамики высоковозрастных лесов Пущи, развития вредителей и болезней леса, состояния популяций ключевых видов растений и животных, разработку научных основ ведения лесного хозяйства, включая вопросы лесозащиты, лесовосстановления, мониторинга, сохранения биологического разнообразия, развития нормативной и законодательной базы, разработку стратегического плана развития национального парка.

Выполнение первого этапа этих работ крайне необходимо уже в 2003-2004 гг. в связи с предстоящим в 2033-2005 гг. проведением лесоустройства и разработкой проекта организации и ведения лесного хозяйства парка. Развивая тему лесоустройства территории национального парка, важно отметить острую необходимость выполнения ГПУ "НП "Беловежская пуща" постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2001 г. № 1030 "Об утверждении порядка проведения лесоустройства лесного фонда", в том числе и в части организации непрерывного лесоустройства.

К большому сожалению, рекомендации проведенных ранее комиссий и проверок 2000-2003 гг. в этом направлении администрацией парка и Управлением делами Президента Республики Беларусь до настоящего времени в должной мере не выполнены, а по некоторым пунктам (Направлениям) вообще не предпринималось никаких действий.

При дирекции ГПУ "НП "Беловежская пуща" создан и функционирует научно-технический совет. Председателем совета является генеральный директор Н.Н.Бамбиза. В состав совета, помимо сотрудников парка, входят ведущие ученые НАН Беларуси и вузов (акад. В.И.Парфенов, д.б.н. О.А.Отрощенко, д.б.н. Н.П.Ярчак, д.б.н. В.Е.Гайдук, д.б.н. Е.Г.Бусько, к.б.н. М.Е.Никифоров, к.б.н. А.В.Пугачевский, к.б.н. П.Г.Козло), ученые и специалисты Беловежского национального парка (Польша) (директор парка Ю.Попель, доктор А.Корчик, доктор Ч.Околув), крупные производственники (заместитель председателя Комитета лесного хозяйства при СМ Республики Беларусь Н.Т.Юшкевич, главный лесничий Брестского ПЛХО В.С.Ганчук), руководители Управления охраняемых природных территорий и природопользования Управления делами Президента Республики Беларусь (к.б.н. А.И.Лучков и к.б.н. А.М.Максимович).

В 2001-2003 гг. проведено 6 заседаний научно-технического совета национального парка. На заседаниях НТС, помимо текущих вопросов утверждения и рассмотрения тематики НИР, рассматривались и ряд актуальных проблем парка. Среди них:

Однако в деятельности этого важного совещательного органа имеются серьезные недостатки:

Нормативно-правовая база устойчивого лесоуправления на территории НП "Беловежская пуща" явно недостаточна. В арсенале национального парка имеется 24 нормативно-технических документа по лесозащите, причем только 8 из них относятся к 1996-2001 гг., остальные в основном устарели и не используются. Проблематично использование в уникальных лесных массивах нормативных документов, регламентирующих обычную лесохозяйственную деятельность, в т.ч. и проведение санитарных рубок. В действующем (и давно устаревшем) Положении о НП "Беловежская пуща" не находят отражения изменения, вызванные реорганизацией в связи со строительством мощного лесопильного завода, значительно повышающего степень использования лесов, а также изменения и дополнения в законодательстве Республики Беларусь (Лесной Кодекс РБ, законы "Об охране окружающей среды" и "Об особо охраняемых природных территориях"), принятые в последние три года, что указывает на необходимость их обновления и совершенствования, в том числе применительно к статусу особо охраняемых природных территорий. Требует совершенствования пропускной режим в национальном парке как в отношении населения, проживающего в нем и на прилегающей территории, так и представителей контролирующих государственных органов, из-за чего возникают многочисленные конфликты и спорные ситуации.

Необходимо отметить, что после вступления в силу Закона Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях" в новой редакции Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь неоднократно обращало внимание Управления делами Президента Республики Беларусь (от 07.03.2001 № 06-19/887, от 17.04.2001 № 06-19/1473 и от 27.06.2002 № 06-8/2601) на необходимость приведения нормативных документов о создании и функционировании национального парка в соответствие законодательству. В 1998 году на заседании коллегии Минприроды был рассмотрен вопрос о работе НП "Беловежская пуща" по соблюдению природоохранного законодательства. Государственному природоохранному учреждению "Национальный парк "Беловежская пуща" было указано на устранение ряда недостатков в работе, в том числе и на необходимость скорейшего утверждения функционального зонирования, что до настоящего времени не выполнено. Связано это в некоторой степени и с отсутствием должного контроля за исполнением своих предписаний, а также требований природоохранного законодательства Республики Беларусь со стороны Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Проверки ГПУ "НП "Беловежская пуща" проводятся редко, что, учитывая статус, значимость и состояние данного объекта, недопустимо.

Следует также отметить, что в ГПУ "НП "Беловежская пуща" наблюдается высокая текучесть кадров и в первую очередь за счет местного населения, работающего в национальном парке, что вызывает серьезное недовольство местных жителей. В числе уволенных много, к сожалению, квалифицированных специалистов, которые могли многое сделать по сохранению нашего национального богатства, не имеющего аналогов в Европе.

Существует ряд вопросов, связанных с социальной сферой. Так в аварийном состоянии находится дом культуры. Вследствие этого местному населению, в первую очередь молодежи, негде проводить свободное время. К тому же, из этого здания пришлось выселиться сельскому Совету и музыкальной школе. В поселке уже более двух лет не работает уличное освещение. Все это порождает массовое недовольство как со стороны молодежи, так и большинства местного населения. Учитывая, что ГПУ "НП "Беловежская пуща" является основной и едва не единственной организацией на территории Каменюкского сельского Совета, а также то, что часть социальных объектов находится на балансе ГПУ "НП "Беловежская пуща", его руководству следует уделить более пристальное внимание ремонту и содержанию данных объектов.

Следует также отметить недостаточный уровень работы администрации НП "Беловежская пуща" с прессой и негосударственными общественными движениями "зеленого направления" по информированию широкой общественности о состоянии уникального природного объекта и мероприятиях, проводимых для его сохранения и развития.

Необходимо также отметить неудовлетворительное выполнение рекомендаций, предложений и замечаний, выдаваемых многочисленными комиссиями, которые осуществляли проверку Национального парка в последние несколько лет. Так, не выполнен ряд пунктов акта от 27 июня 2001 года "О результатах обследования еловых древостоев в ГПУ "Национальный парк "Беловежская пуща", протокола от 26 июля 2001 года заседания Государственной комиссии при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, решения от 28 сентября 2001 года Государственной комиссии при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, созданной приказами Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды № 176 от 23 июля 2001 г. И № 178 от 24 июля 2001 г., для выработки согласованного решения по вопросу целесообразности проведения сплошных санитарных рубок в Национальном парке "Беловежская пуща", заключения от 13-14 мая 2003 г. Межведомственной рабочей группы, созданной приказом Управляющего делами Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2003 г. № 107 для проведения экспертизы лесов ГПУ "НП "Беловежская пуща".

На основании вышеизложенного, а также других материалов проверки, рабочая группа предлагает:
1. Рекомендовать Управлению делами Президента Республики Беларусь и руководству ГПУ "НП "Беловежская пуща":
  1.1. до конца 2003 года разработать и внести на утверждение в установленном порядке положение о НП "Беловежская пуща" и другие нормативные правовые акты (в том числе по пропускному режиму) в соответствии с законодательством Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях, лесным законодательством Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" и иным законодательством Республики Беларусь;
  1.2. обеспечить разработку долгосрочной комплексной программы, включающей исследование современной динамики высоковозрастных лесов Пущи, развития вредителей и болезней леса, состояния популяций ключевых видов растений и животных, разработку научных основ ведения лесного хозяйства, включая вопросы лесозащиты, лесовосстановления, мониторинга, сохранения биологического разнообразия, разработку стратегического плана развития национального парка. При этом определить долгосрочную перспективу развития лесов, сформулировать цель деятельности для каждой зоны, каждого ландшафта и укрупненного участка, а в отдельных случаях и для наиболее ценных выделов национального парка. Руководствуясь выявленной целью, разработать мероприятия по ведению деятельности исходя из постулата о том, что Беловежская пуща – уникальный природный объект, не имеющий аналогов в Европе.
Для проведения исследований привлечь высококвалифицированных специалистов из разных НИИ и ВУЗов: лесоводов, экологов, ботаников, зоологов, энтомологов, фитопатологов, почвоведов, генетиков, гидрологов, экономистов, специалистов по системному анализу и т.д. Минимальный срок исследований – 4-5 лет. До получения результатов руководствоваться принципом "не навреди", проводя щадящий режим хозяйственной деятельности;
  1.3. обеспечить в ближайшие годы проведения лесоустройства по специально разработанной программе и методике;
  1.4. обратиться в Белорусский государственный технологический университет и другие учреждения образования, осуществляющие подготовку специалистов различного профиля для лесной отрасли, с просьбой об оказании помощи в проведении сплошного обследования территории НП "Беловежская пуща" на предмет выявления и фиксирования очагов поражения еловых древостоев короедом-типографом;
  1.5. активизировать разъяснительную работу среди местного населения о проводимых лесозащитных и иных мероприятиях с целью исключения распространения негативной информации о состоянии национального парка и проводимых мероприятиях, а также наладить более тесный контакт с местными Советами депутатов и их исполнительными и распорядительными органами;
  1.6. принять меры по проведению ремонта находящихся на балансе национального парка социальных объектов, их содержанию на должном уровне и оказать содействие по благоустройству поселка Каменюки.

2. Руководству ГПУ "НП "Беловежская пуща":
  2.1. усилить надзор за короедом-типографом и обнаружением очагов его массового размножения на ранней стадии их формирования; ежемесячно проводить освидетельствование санитарного состояния ельников для планирования соответствующих защитных мероприятий, в том числе мероприятий по оптимизации мест размещения феромонных ловушек и ловчих деревьев;
  2.2. планировать и проводить выборку свежезаселенных и выкладку ловчих деревьев, в т.ч. феромонных ловчих деревьев, для усиления привлечения на них жуков короеда-типографа. Срубленные зараженные короедом-типографом деревья подлежат немедленной окорке и вывозке в цех для деревопереработки. Оставление их в лесу допускается не более чем на 10 дней. При отводе пораженных насаждений ели в рубку с целью локализации и недопущения распространения новых очагов короеда-типографа проводить очень тщательное обследование каждого зараженного выдела ели с закладкой временных пробных площадей и, при необходимости, рубкой и анализом модельных деревьев;
  2.3. предусмотреть в тематике научных работ национального парка расширение исследований по изучению особенностей лесовосстановления и сукцессий, а также санитарного состояния высоковозрастных еловых насаждений;
  2.4. организовать и провести комплекс мер по лесовосстановлению вырубок очагов короеда-типографа и редин с разработкой проекта их восстановления;
  2.5. учитывая неудовлетворительное санитарное состояние значительной части еловых высоковозрастных насаждений, экстремальные климатические факторы последних лет и другие причины, целесообразно провести в 2003-2004 гг. лесопатологическое обследование всех лесов Пущи;
  2.6. обеспечит организацию и своевременное и качественное проведение лесопатологического мониторинга и мероприятий по защите леса с использованием новейших средств и методов;
  2.7. осуществлять документальное и натурное оформление проводимых лесохозяйственных и лесозащитных мероприятий в строгом соответствии с требованиями нормативных документов;
  2.8. обеспечить выполнение рекомендаций от 13-14 мая 2003 года, выданных межведомственной рабочей группой, созданной приказом Управляющего делами Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2003 года № 107.

3. Руководству научно-технического совета при ГПУ "НП "Беловежская пуща" активизировать работу НТС в части рассмотрения вопросов стратегии развития парка и некоторых крупных эколого-хозяйственных решений (в частности, лесовосстановление вырубок и ветровальников, целесообразность расширения площади парка и деятельность на вновь принимаемых территориях, развитие туризма и др.), а также организационно-хозяйственной деятельности парка и экологической проблематики.

4. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь:
  4.1. в целях усиления контроля за вырубкой древостоев в лесах НП "Беловежская пуща" проводить в обязательном порядке натурные проверки обоснованности назначения сплошных санитарных рубок в каждом конкретном случае их согласования;
  4.2. обеспечить на должном уровне контроль за соблюдением требований законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях и иного природоохранного законодательства Республики Беларусь, а также своевременную разработку нормативных правовых актов.

5. Рекомендовать Управлению делами Президента Республики Беларусь рассмотреть вопрос "О кадровой политике, проводимой руководством ГПУ "НП "Беловежская пуща" и пропускном режиме для населения, проживающего на территории НП "Беловежская пуща".

6. Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Управлению делами Президента Республики Беларусь, Комитету лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь и Национальной академии наук Беларуси провести совместную коллегию по вопросу "О состоянии Национального парка "Беловежская пуща" и путях ее нормализации".

Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
М.Н. Худая
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию
А.В. Свирид
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации