Мы, ниже подписавшиеся, воспринимаем запланированный приезд Генерального директора ЮНЕСКО господина Мацууры в Беларусь как очень светлое и радостное событие. Визит всемирно известного человека вызывает у нас чувства оптимизма и национальной гордости, укрепляет надежды на скорое возвращение нашей страны в цивилизованное русло, на путь культурной перспективы.
Мирский замок второй белорусский объект, удостоенный высокого титула наследия мирового значения. Однако этот исключительно важный факт очередного признания белорусской годности, который будет подтвержден миссией высокого гостя, дает нам основания с чувством обеспокоенности и тревоги говорить сегодня про другой, природный и природоохранный объект Беловежский лес, который в 1992 году был занесен в Список человеческого наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.
Судьба этого заповедника, не смотря на его высокий мировой титул (к тому же, не один!), заставляет нас бить в колокола, голосом Касандры доводить до международного сообщества, что «Ноев ковчег» европейского живого мира, так называемый европейский первобытный лес стоит перед опасностью и находится под угрозой.
В результате усиления здесь промышленно-хозяйственного потенциала и внедрения производственных эксплуатационных механизмов взамен (даже вплоть до полного отсутствия) реального научно-исследовательского и природоохранного обеспечения Беловежская пуща как заповедный и всемирно признанный объект природного наследия превратился в лесопромышленный объект, где скрытно осуществляются коммерческие заготовки древесины, так называемые валютные охоты, другая сомнительная деятельность. Эксплуатация Пущи не останавливается. Структуры государственного аппарата, которым подчиняется национальный парк «Беловежская пуща», торгуют лесным богатством мирового значения, чтобы пополнить свой теневой бюджет, а международными наградами и титулами маскируют стремление ежедневной наживы.
Одним из ярких последних примеров разбойничьего приспособления Беловежского леса и оттягивания сил коллектива и руководства от решения первоочередных задач может служить факт размещения в 1999 году на центральной усадьбе национального парка высокопродуктивной лесопилки. Этот варварский проект был подкреплен нынешней инициативой администрации парка предпринять сплошные санитарные вырубки в 17 кварталах заповедного леса, что противоречит всем нормам поведения в таком месте как Беловежская пуша. Уникальные природные системы деградируют. Опустошается биологическое разнообразие, беднеет видовой состав пущи. Меньше и меньше остается дикой природы, теряется биологическая целостность и историчность первобытной среды обитания. Наблюдается изменение уровня воды, высыхает елово-хвойная растительность, исчезают болота.
В опасной близости с Пущей построен гигантский газовый резервуар, который создает угрозу и снижает репутацию Пущи как всемирного сокровища. У нас нет оптимизма тешить себя и тем, что есть так называемое ядро Пущи, которое якобы является абсолютно неприкасаемым. Оно никогда не заменит Беловежский лес, так как не является его равнозначным образом, не представляет собой его величия и бесконечности и не дает полного преставления обо всей биологической и художественной ценности мирового сокровища. Заповедность Пущи под определенным сомнением. По правде говоря, Пуща реально не заповедна и уже, к сожалению, больше формально, чем на самом деле, является особо охраняемой природной территорией.
Это не голословные наши утверждения и не общее впечатление дилетантов. Экономия места заставляет нас ограничиваться диагнозом, описание болезни требует совершенно других условий, места и времени, которые, хотелось бы надеяться, еще найдутся у нас. Как и вчерашний коммунистический, сегодняшний белорусский режим не признает падения Беловежского леса, стремится мифологизировать его состояние, продолжает замалчивать большие проблемы или фальсифицировать положение дел.
Финансовая деятельность национального парка закрыта от общества и при сегодняшней политической ситуации в Беларуси полностью неконтролируемая, что дает возможность властям и дальше мухлевать и красть у природы. Требования отдельных ученых, демократической общественности отбросить устарелые стереотипы хозяйственной деятельности, сменить ущербные методы ради сохранения национальной святыни и ценности человечества на протяжении многих лет отклоняются. Общественное мнение игнорируется либо недвусмысленно затуманивается через государственные телевидение и прессу.
Констатируя такое положение дел, мы очень хорошо понимаем, что проблема Беловежской пущи, ее белорусской части является прежде всего проблемой белорусского общества. Однако, вместе с тем, имеется другая связь, другая основа. Мы не оглашали бы свои тревоги и не перекладывали бы на кого-нибудь надежды, если бы не условия международной Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, к которой присоединилась Беларусь и которая должна беспрекословно выполняться Сторонами, а ее исполнение строго контролироваться.
В связи с этим, что касается Беловежской пущи, ответственно свидетельствуем: условия Конвенции нарушаются прямо и косвенно, практика и качество национального сохранения мирового раритета не соответствуют ее высоким требованиям. В частности, больше всего не выполняются и нарушаются статьи 4, 5, 27, которые касаются конкретных задач национальной охраны наследия и информирования общественности про опасности, которые ей угрожают.
Мы видим нынешнее состояние Беловежской пущи как результат серьезных нарушений и хотели бы, чтобы внимание мирового сообщества, а также компетентное доброжелательное внимание господина Генерального директора в отношении уникального лесного наследия мира было обращено на эти наши сомнения, тревоги и разочарования ради одного - спасти Беловежский лес от дальнейшего ухудшения состояния и деградации.
Мы не исключаем целесообразности внесения Беловежской пущи в Список мирового наследия, которое находится под угрозой, если соответствующий международный комитет на основе имеющихся критериев и в соответствии с проведенным изучением придет к необходимости сделать это. Мы призываем общественность инициировать такое изучение и на основе объективных оценок добиваться получения полной и ясной картины, которая сложилась в Беловежской пуще на начало третьего тысячелетия.
Текст этого Обращения положен в основу нашего Письма лично Генеральному директору ЮНЕСКО господину Каичира Мацууре.