Возвращение больших подорликов уже не за горами

интернет-сайт "Ахова птушак Бацькаўшчыны", 13.03.2018

Кто из зимующих на юге орлов уже начал обратный путь в Беларусь?

Весеннее тепло, наконец, начало потихоньку оттеснять холода и растапливать снега, которые последние несколько недель безраздельно царствовали на всем пространстве Центральной и Восточной Европы. Наши подорлики не заставили себя долго ждать. Но не все птицы отреагировали на приход тепла одинаково.

Лидером весеннего миграционного марафона по праву можно назвать Альжусю – самку большого подорлика из Беловежской пущи. 26 февраля, когда в Беларуси еще стояли сильные морозы, она покинула побережье Ионического моря в Западной Греции и через два дня добралась до места зимовки двух других своих сородичей – Блонда и Юзефины в Северной Греции. Отдохнув и подкрепившись немного, она 3 марта продолжила свой путь на северо-восток, пересекла границу с Болгарией и переночевала на северной стороне заснеженного горного массива.


Полет Юзефины. Фото: Урмас Селлис

Однако и там во многих местах еще лежал снег. По долинам и равнинам он таял быстрее, чем в горах, и Альжуся подстраивала свой маршрут под эти освобождающиеся территории, останавливаясь и как бы выжидая, пока путь освободится от снега. Получилось передвижение в режиме «один день полета – два дня отдыха».

9 марта Альжуся пересекла границу Румынии и дальше следовала вдоль поймы Дуная. 11 марта вечером она ночевала уже на границе с Украиной, хотя пока еще на румынском берегу реки.

В сравнении со своим осенним треком Альжуся летит гораздо восточнее, вероятно, подальше от заснеженных Карпат и их предгорий. Средняя скорость ее передвижения также намного медленнее, чем осенью. Но она преодолела уже больше половины пути к своему родному гнезду. И мы с полным знанием дела уже можем утверждать, что ее возвращение домой не за горами.


Маршрут Альжуси осенью 2017 г. и весной 2018 г

Ненамного отстал от нее Блонд – самец из крупного лесоболотного заказника «Старый Жадень», зимовавший в Северной Греции. 4 марта он перелетел с побережья Эгейского моря на знакомое ему озеро Керкини, что близ границы с Болгарией. Здесь он также сделал двухдневную остановку и возобновил миграцию только 6 марта. Блонд поначалу придерживался северного направления и границу Румынии смог пересечь одновременно с Альжусей. Но, видимо, увидев вдалеке заснеженные вершины Карпатских гор, начал также отклоняться на северо-восток, теряя на этом свое преимущество. Сигналы от него приходят реже, чем от Альжуси. Вскоре мы сможем узнать кто из этой пары лидеров более мотивирован или лучше физически подготовлен к длительному путешествию в родные края.

Только лишь два дня назад начала миграцию Юзефина – землячка Альжуси из Беловежской пущи. Летит она как-то нерешительно. Под вечер первого дня миграции повернула было обратно, как будто передумав улетать. И уже почти вернулась на побережье, но снова развернулась на 180 градусов и после ночевки продолжила путь на северо-восток. Сейчас она находится в Болгарии.

Дениса — еще одна самка, зимующая на Балканах, пока сидит на своем месте в Восточной Фракии в Турции и признаков весеннего беспокойства не показывает.


За полетом орлецов можно следить по карте

А что же происходит с нашими «африканцами»? Как это ни странно, начало их миграции по времени почти совпало с балканскими сородичами. Конечно, они не могли знать о начавшемся потеплении в Европе, но продолжительность светового дня и интенсивность инсоляции, а может и жизненный опыт, дали необходимый импульс. Но и здесь сказались индивидуальные различия. Раньше всех белорусских «африканцев» и даже некоторых балканских птиц начал мигрировать Перун – самец из Припятского национального парка, зимующий в Египте на берегах Асуанского водохранилища.


Карта миграции Перуна из Египта

4 марта он покинул место зимовки и проделал безукоризненный маршрут через Аравийскую пустыню, Суэцкий перешеек и Синайскую пустыню, совсем немного заплутал в пустыне Негев и вечером 9 марта уже отдыхал недалеко от г. Назарета в Израиле. 10 марта Перун пересек границу Ливана и оказался перед обширной очень густонаселенной и безлесной местностью. Словно наткнувшись на препятствие (или ружейные выстрелы?), резко повернул на восток, пролетел вдоль границы и снова попал на территорию Израиля. Там поднялся на север вдоль долины Иордана и пересек границу Ливана уже по лесистым склонам гор. По этим лесам он и держал путь, пока не пересек весь Ливан и Сирию. 12 марта в полдень Перун добрался до Турции. Здесь можно выдохнуть. Самый опасный участок маршрута, нашпигованный любителями пострелять по живым мишеням, как патронташ патронами, остался позади. Если спроецировать протяженность проделанного Перуном пути на балканских птиц, то, например, Блонд, с которым он начал миграцию в один день, был бы уже в своем гнезде в Беларуси. Все-таки лететь над нагретой землей птицам-парителям с широкими крыльями несравненно легче, чем над раскисшей от мокрого снега холодной грязью.

К югу от экватора наступила осень, и Полешук – самец из Беловежской пущи, зимующий в Южной Замбии, тоже двинулся в путь. 6 марта он начал перемещаться в северном направлении, совершая перелеты по 200-300 км в день. Связь с ним очень неустойчивая. Известно, что 8 марта он пересек границу Демократической республики Конго и сейчас находится где-то в этой стране. Путь его еще очень не близок – более 7 тысяч км по прямой до места гнездования.

Тихон – самец из Припятского Полесья, который в первую половину зимы держался в юго-восточной части Судана, в конце декабря переместился на высокогорное озеро Тана в Эфиопию. Место очень кормное, и подорлик до сих пор находится на его берегах. Интересно, что Тихон – это сосед Блонда по гнездовому участку, но ничего похожего на стремление домой пока не демонстрирует.

Такие вот они разные, эти подорлики.

От Тура с осени нет никаких известий, но надежда, что он жив, пока есть.

Следить за миграцией белорусских подорликов можно на сайте http://birdmap.5dvision.ee/RU


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта