Оказывается, Беларусь является самым экзотическим местом на земле. Это как писал великий поэт: «Здесь чудеса, здесь леший бродит, русалка на ветвях сидит»… Беловежская пуща — наш действительно сказочный уголок — почти ежедневно был представлен на ленте БЕЛТА, которая через ТАСС отправлялась на зарубежную печать. А животный мир, особенно могучие и царственные зубры, чуть ли не в одном стаде паслись с крестьянскими буренками. А то, что они вместе с лосями выходили прямо на проезжую дорогу, чтобы приветствовать гостей, а вокруг них приплясывали зайцы и другое мелкое зверье, то это было естественным антуражем так называемой мягкой информации.
Писать на заграницу белтовцев учили тассовские корифеи, приезжавшие к нам в творческие командировки. А главным «приводным ремнем» у нас был Виктор Носов, ответственный выпускающий на ГРИДЗ (Главная редакция информации для заграницы). С ним мы сидели вдвоем в большой комнате на третьем этаже нынешнего здания БЕЛТА. Приносит как-то Лилия Ломсадзе свою мягкую информацию, в которой сообщалось о чудо-белочках, не дававших ей пройти на работу. Симпатичная и несколько застенчивая белорусочка (это у нее по мужу грузинская фамилия) настолько красиво излагала эту историю, что не поверить в нее было просто нельзя. «Они такие были милые «берюсиночки», что я им отдала все свое печенье», — поведала она. Строгий на вид Виктор Семенович, в больших очках и безукоризненно белой рубашке с галстуком, что и придавало ему особую серьезность, спросил: «А при чем тут твои «берюсиночки?». Тихим голосом Лиля ответила: «Не знаю, просто слово красивое».
А пример, как писать для заграницы, подавал сам Виктор. Раньше он работал в аналогичном агентстве одной из среднеазиатских республик, поэтому имел необходимый опыт. Идем мы как-то с ним летом после работы через парк имени Горького. А на берегу Свислочи сидит рыбак. Виктор спрашивает: «Клюет?» «Не очень, — отвечает тот, — но рыба здесь есть. Особенно после того, как свежую воду из Вилии сюда пустили. Плотвички, окуньки, карасики, а то и лещи попадаются», — рассказал рыбак. На следующий день Носов передал информацию о том, насколько Свислочь, недавно одна из самых грязных малых речушек Беларуси, стала чистой, что теперь здесь, прямо в черте города, просто счастье привалило рыбакам. А что касается улова, то его хоть отбавляй… Следующую заметку он написал про Вилейскую водную систему вокруг Минска. Это голубое ожерелье он сравнил со знаменитыми каналами Венеции.
…Спорткомплекс «Раубичи» готовился к очередному крупному соревнованию по биатлону. Мне дали задание из спортивной редакции ТАСС написать для заграницы о том, как идет подготовка, что нового появилось на этом снежном стадионе, чем могут хозяева удивить гостей. И тут мне пригодилась хватка старшего коллеги. Написав о самом интересном, отметил, что вдоль речушки Усяжа появилась целая улица из деревянных симпатичных домиков для биатлонистов с необходимыми для них условиями, а любителей порыбачить ждет настоящий сюрприз. И тут же в небольшую, говорливую речушку «запустил»… форель. Это я потом узнал, что среди стреляющих лыжников, тренеров и почетных гостей было немало любителей рыбалки. Не берусь утверждать, сопутствовала ли кому-нибудь из них тогда удача, но «Раубичи» получили от Международного союза биатлона самую высокую оценку.
Мягкая информация для зарубежной печати всегда приносила радость и удовлетворение. А ее авторы, как правило, отмечались в ТАСС повышенным гонораром. Но иногда доходило до курьеза. Неутомимый Самуил Радгауз каждый день сообщал что-то необычное. Но однажды он «прокололся». Из Москвы пришла служебная телеграмма, и тогдашний директор агентства Федор Клецков устроил разнос. В большой редакторской комнате, где обычно все собирались, Федор Егорович пригрозил Радгаузу выговором и запретил готовить подобную информацию. Я уже не помню, что там было криминального, только сильно рассерженный Самуил Абрамович выкрикнул: «Все тут идиоты. Я же Родину не продал». Разрезав рукой воздух над головой, он громко хлопнул дверью. Через несколько дней утихли угрозы, и белтовская жизнь потекла своим прежним руслом.
Но наша работа на заграницу неожиданно нашла свое продолжение. В очередную творческую командировку в БЕЛТА приехал собственный корреспондент ТАСС в тогдашней Югославии. Это был очень компетентный собеседник, рассказавший много интересного. Но каково было удивление, когда он поведал о том, что белтовскую информацию широко используют белградские газеты. Особенно для них интересны белорусские байки. И когда он находился в отпуске, ему в Москве предложили на недельку съездить в какое-нибудь республиканское агентство, он выбрал БЕЛТА. И вот, находясь здесь, он во многом, о чем читал в югославской прессе, убедился наяву.
Мне, откровенно говоря, везло на руководителей. А может, им — на меня? У директора БЕЛТА Николая Марушкевича, сменившего Клецкова, заместителем был Петр Бережков. Мы находились в дружеских отношениях еще до его прихода в БЕЛТА из газеты «Советская Белоруссия». Даже когда женились, то жили рядом на квартирах в частных домах. А на один из рождественских праздников вместе сидели на крыше и пели петухами. Но тогда Петя не был моим начальником, а теперь — да. И потом, он навсегда сохранил качество добропорядочного и честного человека. На работе был со всеми равным, отзывчивым, больше учился сам, чем кого-то поучал. И к нему потянулись с серьезными или мелочно-бытовыми проблемами все работники — от уборщицы до признанных журналистов, работавших в агентстве.
У Пети было две страсти – любовь к семье и любовь к родителям, проживавшим на глухом хуторе под Полоцком. Мы ездили помогать им заготовлять сено для коровы, убирать картошку. А иногда просто погулять. В этой деревенской хате гостеприимству и радости не было предела. Как-то нас по дороге застал большой дождь. По раскисшей колее на машине не проехать. А тут еще впереди была довольно стремительная речка с качающейся на тросах кладкой. Пройти по ней в позднее вечернее время после посещения Петиной сестры Зины нам было тяжеловато. И тут мы приняли решение: ползти по скользкой кладке по-пластунски.
На том берегу светилась теплыми огоньками родная хата Пети Бережкова. Там его ждали всегда.
Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта