Что манит в гости к нам?

Галина ЕФИМОВА, газета "Народная воля", № 113-114, 31.07.2008

Россонский район Витебской области — "Северная Пальмира" Беларуси, столько здесь особых мест, лесов, заповедников, различной дичи и редкой растительности. А о туристическом маршруте "Голубое ожерелье Россон", составленного из жемчужин-озер, наслышаны многие как зарубежные, так и белорусские любители природных красот.

На территории района есть два республиканских заказника — "Красный бор" и "Синьша", уникальные и богатейшие по своей природной щедрости и величию. Но они малодоступны для туристов, считает местный эколог Дмитрий Шамович.

Он наш собеседник.

— В экотуризме есть свои особые сегменты, к примеру, болота. Туристы из-за рубежа приезжают посмотреть на природу, летающих и водоплавающих птиц, познакомиться со всеми их видами. На Западе экотуризм развит достаточно хорошо, у нас же — "белое пятно", на внутреннем рынке он практически не существует.

Многие пытаются заниматься экотуризмом, в основном государственные структуры, к примеру, в Березинском и Припятском заповедниках. Но, к сожалению, достаточной заинтересованности у местных властей нет, как нет и программ экологических туров. Неплохая перспектива была у Березинского заповедника, но сейчас команда по их организации развалилась.

В заповеднике "Красный бор" мы создали более-менее конкурентоспособный продукт, наши программы по экотуризму стали пользоваться интересом у западных туроператоров, особенно из Англии.

— У вас уже появился определенный опыт в этой области?

— Я четыре года занимаюсь въездным экологическим туризмом из стран Западной Европы, до этого работал в Институте зоологии НАН Беларуси, и мне до сих пор интересны научные изыскания, но сегодня заниматься этим делом достаточно сложно, хотя я не теряю надежды вновь вернуться в "большую" науку.

Как показал опыт, иностранных туристов интересует не только наш регион, они хотят увидеть всю Беларусь. И мы попытались связать в одном маршруте несколько областей. Так, осенью прошлого года был организован международный велосипедный "Тур солидарности туристической Беларуси", в нем участвовали волонтеры. Иностранцы узнали, какие виды животных здесь есть, побывали в заказниках, познакомились с местными жителями.

— Что интересует зарубежных туристов?

— Беларусь можно условно разделить на три зоны: юг Припяти, Березинский заповедник и Беловежская пуща.

Юг Припяти — своеобразный район, но государственные чиновники не заинтересованы в развитии туристической инфраструктуры, для них эта работа трудоемкая, лишняя головная боль, хотя есть что представить туристам. Лучше заниматься деревообработкой, для них эта более доходная отрасль. И моя задача — по своим каналам связаться с специалистами из их заказника, чтобы организовать совместные программы наблюдения за представителями местной фауны.

Зона Березинского заповедника — уникальная природа, нетронутый лес и тайга, точнее участки леса (нетронутой природы в Беларуси уже фактически нет). Несколько мест, где "топор не ходил", есть еще в Березинском заповеднике и Беловежской пуще. Особенно туристам интересны, как я уже говорил, местные болота.

Они наблюдают и записывают каждый день все виды фауны, которые можно увидеть, затем у себя дома в специальных агентствах сравнивают с другими видами, у них это престижно. В Беларуси насчитывается есть 175 видов птиц (к слову, это уровень Польши). Туристов еще интересуют наши ландшафты, им нужна дикая природа, и они негативно относятся к рубке леса. Часто везешь их и думаешь, как обогнуть участки рубки. Иностранцев трудно обмануть и объяснить, почему в республиканских заповедниках идет рубка леса…

Эта одна из проблем экотуризма. Я обращался в Министерство природных ресурсов с предложением выделять заповедные зоны для фауны, должен быть баланс между зоной пользования (рубки) и заповедной или зоной ограниченного пользования. Считаю, это будет более выгодно для государства. Другие заказники готовы поддержать мою инициативу.

— Получается, что вы охраняете животный мир…

— Есть постановление правительства о выделении охранных зон в местах обитания птиц и животных, занесенных в Красную Книгу, но достаточных денег для этого у чиновников нет. Нам для организации такой зоны в Красном бору недавно выделил деньги Всемирный банк при условии, что там не должно быть рубки леса. У нас живут 5 видов орлана, уже установлен режим наблюдения за ними, ставим вышки. Мы за эти деньги сделали в центре Верхового болота кладку длиной около 1 км; здесь обитает колония куликов, 30 видов разных птиц. Стали ездить к нам туристы, наблюдают за птицами, делают съемки, заносят в книги. Это конкурентоспособный продукт, они готовы ездить к нам каждый год. Кстати, многих потрясает, что наши люди на болотах собирают грибы, ягоды, травы и живут за счет их продажи.

— Часто просят вас сделать "эксклюзивные" туры?

— Об этом мы пока не можем говорить, поскольку никаких уникальных туров у нас нет. Все это есть и в Польше, и в Украине, а к нам сложнее добираться. Надо создавать свой турпродукт, нужна реклама. К примеру, ручные волки — такой "эксклюзив" недавно представил один любитель-охотник, это всем интересно. Здесь работает Германское телевидение, они аккредитованы по линии Чернобыльских программ, но снимают различную природу, уже вышли их фильмы про орлана-белохвоста и медведей, обитающих в Беларуси.

— Про науку подумываете?

— Понемногу как любитель с друзьями и коллегами занимаюсь научными исследованиями в Красном бору. Если бы финансово сегодня в этой сфере можно было жить, то экотуризмом я бы не занимался.

— Что мешает экологу Дмитрию Шамовичу?

— На одной заповедной территории много хозяев — пользователей леса: по рубке, по обработке, по зверям, местные и республиканские органы и т. д. А лесу нужен один хозяин.


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта