Новое лицо отечественного туроператора

Ольга ШЕЛЕГОВИЧ, Интернет-сайт "БЕЛТА", 31.07.2008

Туристическая отрасль в Беларуси ежегодно претерпевает изменения в процессе поиска экономической выгоды для государства. Недавние новшества коснулись системы ваучеров, условий создания инфраструктуры, порядка получения прав на занятие агроэкотуризмом, а впереди - возможное упрощение системы налогообложения туристических организаций. Всякая реформа задумывается во благо, но оценить ее пользу может лишь тот, кого коснулись перемены и ради кого они совершались. О прикладном характере новшеств и прогнозах эффективности грядущих реформ корреспондент БЕЛТА беседует с директором Республиканского унитарного предприятия "Белинтурист" Управления делами Президента Республики Беларусь Марией Филипович.

- Мария Ивановна, для "Белинтуриста" текущий год ознаменован важным событием - учредителем национального туроператора стало Управление делами Президента Беларуси. Чем обусловлена необходимость таких перемен и как это отразится на дальнейшей деятельности туроператора?

- Со смены учредителя начинается новый этап в жизни предприятия. "Белинтурист" позиционируется как национальный туроператор, и сам статус подразумевает административную поддержку со стороны государства. И административную, и финансовую поддержку туроператор ощутил практически сразу - уже выделены дополнительные средства на обновление материально-технической базы, покупку новой компьютерной техники. Реформа обязывает к новому подходу к туристам, более насыщенному информационно. Благодаря поддержке со стороны учредителя национальный туроператор сможет заявить о себе более уверенно, активно продвигать собственный турпродукт, расширить сферу своего присутствия на рынке путем создания новых точек продаж, станет привлекать больше туристов.

- Привлечение туристов, создание новых туристических маршрутов невозможно без развитой туристической инфраструктуры. Указ Президента "О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь" предусматривает льготные условия для предпринимателей и предприятий, пожелавших заниматься инфраструктурой вдоль основных трасс. Практика показывает, что такой вид стимулирования эффективен?

- Мне часто приходится ездить по стране, и возможность заметить изменения в придорожном сервисе вдоль трассы Брест-Минск представилась совсем недавно. Эффективность указа на лицо - предприниматели расширяют и совершенствуют зону своих придорожных стоянок. Люди получили преференции в виде отсутствия необходимости уплачивать налог на прибыль, что позволяет им вкладывать деньги в строительство. Но огорчает тот факт, что вдоль белорусских трасс редко встретишь стоянки, идентичные остановкам на европейских трассах: в большинстве случаев отсутствует элементарное - туалет с горячей водой. Кроме того, остается проблема непродуманности в вопросе выбора мест для стоянок. Например, если говорить о вышеупомянутой трассе, то на границе Минской и Брестской областей стоит огромная фигура зубра. Наблюдения показали, что туристы не проезжают мимо такого зрелища и останавливаются сфотографироваться возле огромного зверя. Со временем в этом месте также неплохо было бы сделать привал. Но где, если зубр - среди поля? Сувенирная лавка, кафе, туалет - вот тот минимум строений, который должен скрасить одиночество зверя и обеспечить удобство для проезжающих, если интерес туристов к этому месту очевиден.

- Кто, на ваш взгляд, должен развивать, инвестировать в туристическую инфраструктуру?

- Коммерческие это будут организации или государство - значения не имеет. Дело не в том, кто, а в том, как это будет делаться. Министерство спорта и туризма внесло предложение создать стоянки вдоль белорусских трасс по европейскому аналогу - через каждые 60 км. Например, на автобанах в Германии они типовые, одинаковые. И я не вижу нечего дурного в том, если и в Беларуси они не будут отличаться друг от друга, при условии, что все они - с удобствами. Что же касается развития частного бизнеса, то, по моему мнению, он и дальше должен активно развиваться, тем более что подвижки в этом плане приносят туристической отрасли только пользу.

- Вы обозначили одну из проблем туристической отрасли Беларуси, но наверняка она не единственная. Какие еще проблемы, на ваш взгляд, требуют первоочередного решения?

- Мне кажется, информационная составляющая также оставляет желать лучшего. Речь идет даже не об известности страны в мире - участие белорусских туристических организаций в международных туристических выставках сделало свое дело, и, по данным Госпогранкомитета, приезд иностранцев в Беларусь растет год от года. Но одно дело презентовать страну, другое дело - иностранному туристу сориентироваться на просторах нашей родины, куда в этой стране можно наведаться и по каким нехоженым дорогам и тропам. Пример из жизни: едем в Каменец посмотреть прекрасный музей в Белой веже. Сориентироваться на трассе, как подъехать к знаменитому памятнику архитектуры, оказалось проблематично: информация отсутствовала, как, впрочем, и указатель, где находится музей и в какое время работает. Был вторник, ничего не предвещало беды, но оказалось, что именно в этот день недели в музее выходной.

Руководители туристических организаций попытаются обратить внимание исполнительной власти на эти пробелы, которые должны быть исправлены. В ближайших планах "Белинтуриста" - активно заняться предложением экскурсионных программ для иностранцев, проживающих в гостиницах "Юбилейная", "Планета", "Минск", "Беларусь" и "Октябрьская". Предполагается разместить приглашения для иностранных граждан поближе познакомиться с Беларусью. Интерес иностранных туристов к Беларуси растет, они хотят посмотреть многое - от Жировичей до "Линии Сталина", но не всегда знают, к кому обратиться.

- А сколько иностранных туристов в прошлом году воспользовались услугами "Белинтуриста"?

- Национальный туроператор в прошлом году обслужил 5 тыс. человек, из них за рубеж с помощью "Белинтуриста" выехали 3 тыс., посетили страну 2 тыс. Очень хотелось бы, чтобы эти цифры поменялись местами. В нынешнем году количественно прием также стал ниже по объективной причине, но это касается всех белорусских турфирм, а не только "Белинтуриста".

- И этой объективной причиной стала неразбериха с ваучерами?

- Именно. Проблемы возникли тогда, когда оригинал ваучера приходилось предоставлять в посольство страны, из которой должен приехать турист. Например, житель США пожелал посетить Беларусь, собрался оплатить услуги с помощью кредитной карты. Но не все так просто - из Беларуси заполненный оригинал ваучера должен был быть отправлен в посольство Беларуси в США уже с подписью иностранного туриста. Такая система существенно усложнила приезд в Беларусь гостей из-за рубежа. Вплоть до того момента, пока не было разрешено вместо ваучера направлять в посольство письмо-гарантию от фирмы, принимающей туриста в Беларуси, посредством электронной почты и факса. В постановлении Минспорта и туризма прописали следующую норму: договор оказания туристических услуг с заказчиком - нерезидентом Республики Беларусь может быть заключен посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору оказания туристических услуг. Отсутствие этого условия изначально наложило свой отпечаток на въезд туристических групп в начале текущего года, так как ремарка появилась только в марте.

- В прошлом году вы прогнозировали уменьшение потока туристов из Беларуси в Европу со вступлением с 1 января 2008 года в Шенгенскую зону десяти стран Евросоюза. Ваши прогнозы оправдались?

- Точные цифры появятся по итогам года. Но даже теперь очевидно, что на потоке туристов Шенген не отражается. Видимо, мы так долго были за железным занавесом, что вдоволь должны насладиться свободой. Европейские туры как пользовались, так и пользуются успехом. Сегодня "Белинтурист" готов предоставить любые предложения за рубеж, но больше внимания все-таки уделяется въезду в Беларусь - стремление к тому, чтобы в нашей копилке был весь спектр туристических услуг, которые можно предложить в Беларуси, является приоритетным для национального туроператора.

- Мария Ивановна, какое из направлений в белорусском туризме вы считаете наиболее перспективным?

- Наиболее динамичное направление - агроэкотуризм, но называть его самым перспективным пока рано. Это массовый вид туризма, но большой денежной выгоды в копилку туристического бизнеса он пока не приносит. Все оттого, что в Беларуси уже больше 100 агроэкоусадеб, но предложить достойный отдых с оттенком национального колорита могут далеко не все. Хозяева агроусадеб ждут к себе непременно иностранцев, при этом активно не сотрудничая с турфирмами, которым приходится рассчитываться с хозяевами по безналичному расчету. Ситуация с прибылью наверняка изменится. В Беларуси созданы хорошие условия для развития этого направления - с этого года агроэкотуризмом могут заниматься не только жители сельской местности, но и малых городов с численностью населения до 20 тыс. человек. Многие усадьбы востребованы, в самых лучших сейчас нет свободных мест.

- В Беларуси грядет очередная реформа в туристической отрасли - введение согласно декрету Президента единого фиксированного налога для туристических организаций Беларуси. Как вы оцениваете необходимость введения таких мер?

- Единым туристическим налогом предлагается заменить уплачиваемые туристическими компаниями налог на прибыль (для организаций), подоходный налог с физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), налог на добавленную стоимость (кроме НДС при ввозе товаров на территорию Беларуси), налоги и сборы, исчисляемые из выручки, полученной от реализации туроператорских и турагентских услуг, и местные налоги и сборы. Облагаться налогом организации будут согласно количеству выданных ваучеров. Упрощение системы налогообложения - это упрощение сложных расчетов, упразднение волокиты с документооборотом. Обывателю сложно представить те объемы статистической и ведомственной отчетности, которую приходится делать, - специалистом в новой системе работать будет проще. Все, что упрощается, идет только на пользу.

- Высказывается мнение о том, что обязанность уплачивать налог и туроператору, продающему путевки оптом, и турагенту, реализующему их конечному потребителю в розницу, может повлечь за собой двойное налогообложение одной и той же услуги и увеличить ее стоимость для конечного потребителя. Может быть, резонно упростить и другую систему - убрать из закона "О туризме" деление на туроператоров и турагентов, как предлагают некоторые специалисты?

- Ситуации с двойным налогообложением не возникнет, туристы могут не волноваться на этот счет. Деление же на туроператоров и турагентов в Беларуси существует не первый год, и такая система мне, как человеку, работающему в сфере туризма, кажется приемлемой. Туроператоры имеют свой туристический продукт и право заключать договора. Маленькой фирме сложно иметь валютные счета, ей проще продать чей-то продукт, чем и занимаются турагенты. Очень выгодно, когда такой крупный туроператор, как "Тез тур", дает агенту 11-12% от стоимости тура (200-300$). Не всегда на собственном туре (турагенты также могут быть туроператорами, создавая собственный туристический продукт) можно так заработать. Не отрицаю, что хороший тур по республике или в Крыму может предложить и небольшая частная фирма (частных фирм в туристической отрасли в Беларуси 96%), но не факт, что такой продукт будет конкурентоспособен с предложением того же "Тез тура", который несет финансовые риски, имеет свои отели в Турции и предлагает услуги по приемлемой цене. Для того чтобы выдержать с ним конкуренцию в сезон, 3-4 белорусские фирмы кооперируются, заключают контракт с одним зарубежным партнером, вместе "поднимают" самолет. В одиночку это сделать невозможно. Существование нынешней системы обуславливает право отдыхающего на свободу выбора. Сможет человек потянуть услуги туроператора, он придет к туроператору, если же ему не принципиально важно, где обслуживаться, он придет к турагенту, который для него и тур сможет подешевле сделать, отказавшись от комиссионных, чтобы не потерять клиента. Хотя при условии отсутствия скидок у турагента стоимость туров одинакова и у того, и у другого.

- Какие у "Белинтуриста" планы на будущее?

- В скором времени "Белинтурист" предложит новые варианты экскурсий в белорусские заповедники с учетом новых подходов. Важно, чтобы турист смог взять на прокат велосипед и проехаться по лесу, как это сделано в Беловежской пуще, по которой до недавних пор можно было передвигаться только на специальном транспорте. Мы обладаем уникальным потенциалом нетронутой природы - польская часть пущи превратилась в окультуренный парк, утратив свою самобытность. В Беларуси сохранилась атмосфера леса, которую страшно нарушить привнесением инфраструктуры.

Перспективным для "Белинтуриста" кажется следующий год - год 600-летия со дня установления заповедного режима в Беловежской пуще. Туристические выставки в Польше и Великобритании пройдут под знаком привлечения внимания к юбилею Беловежской пущи. Однако есть проблема: мероприятия, который будут проводиться к юбилею, уже определены, но заранее не оговорены сроки, когда именно они пройдут. Например, пивной фестиваль в Германии ежегодно проходит в одно и то же время. Следует работать на опережение - в Беларуси опаздывают с информацией для иностранцев. Более целенаправленно следует работать в маркетинговом направлении, и национальный туроператор "Белинтурист" вместе с "ЦентрКурортом" этому направлению будет уделять больше внимания.

Сегодня "Белинтурист" является официальным агентом Национального Олимпийского комитета и готов предложить пакет предложений на зимнюю Олимпиаду в Ванкувере, которая продет в 2010 году, как предлагал и на летнюю. Первоочередное внимание будет уделено отборочным матчам чемпионата Кубка УЕФА, а в октябре планируются приезд английских футболистов, а вместе с ними и их болельщиков. "Белинтуристом" для фанатов английского футбола также готовиться интересная программа.

Кроме того, "Белинтурист" собирается расширить сферу присутствия на рынке путем создания новых точек продаж в оживленных местах города, в которых нет туристических фирм и касс для реализации авиабилетов. Рассматривается район Юго-Запад в Минске. В отделах продаж "Белинтуриста" можно будет приобрести билеты, пообщаться со специалистами, запланировать свой отдых.


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта