Рыночная экономика рвется в заповедники Беларуси

"Гуманитарный экологический журнал", № 1, 2008

ОТ РЕДАКЦИИ

Заповедники, национальные парки, храмы, библиотеки, музеи, театры — это хранилища нематериальных ценностей. От них нельзя ожидать получения прибыли, так как они не являются бизнесом. Их предназначение — производить неденежные ценности. Как, к примеру, можно подсчитать прибыль от Третьяковской галереи или Лувра?

Хотя, конечно, можно пойти другим путем, расставив в национальных парках игровые автоматы, соорудив казино, резко увеличив доходы от туризма, но это уже не будет национальный парк. К сожалению, именно таким аморальным и антиэкологическим путем пошло руководство белорусского национального парка «Беловежская пуща», организовав там «Поместье белорусского Деда Мороза». А доктор экономических наук из одного из белорусских вузов на недавнем международном «эколого-экономическом» семинаре договорился до того, что якобы «общество стало перед дилеммой подчинения экологии экономическим законам», то есть кошельку бизнесменов. Жаль, что белорусские ученые и специалисты напрочь забыли простую истину: доллар, даже на коротком поводке, всегда несет угрозу дикой природе. И они поют дифирамбы «рыночной экономике», не ведая что творят. Пример чему — нижеследующая статья.

СКОЛЬКО СТОИТ «БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА?*

*Опубликовано: http://bp21.org.by/ru/news/0607.html#9

Новый аспект — эколого-экономический — в природоохранной деятельности особо охраняемых природных территорий обсуждали ученые трех стран — Беларуси, России и Украины на второй международной конференции «Эколого-экономический механизм сохранения биоразнообразия особо охраняемых природных территорий», которая прошла в Национальном парке «Беловежская пуща».

В настоящее время государство выделяет вдвое больше бюджетных средств для охраны природных объектов, чем это было 2–3 года назад, подчеркнул на открытии конференции кандидат биологических наук, заведующий отделом природопользования Управления охраняемых природных комплексов и природопользования Управления делами Президента Республики Беларусь А.А. Моложавский. Вложенные деньги в любой проект, в том числе и природоохранный, должны окупаться, и поэтому государство вправе рассчитывать на экономический эффект целевых ассигнований.

Хочу сразу разочаровать того, кто подумал о кубометрах спиленной древесины и прокрутил в уме круглую сумму от ее экспорта. Речь шла о том, на какую отдачу от сохранения биоразнообразия может рассчитывать каждый из нас, живущий на этой земле, для чего и за счет чего мы должны сохранять эти уникальные территории.

Как сказал в своем выступлении организатор конференции, доктор экономических наук, профессор БГТУ (г. Минск) А.В. Неверов, общество стало перед дилеммой подчинения экологии экономическим законам. Ученые-экономисты подсчитали, и с помощью цифр доказали, что сохранять, например, лес пущи гораздо выгоднее, чем его рубить. А зарабатывать средства на природоохранную деятельность должны сами национальные парки. Основной составляющей при этом должна стать туристическая деятельность.

Примером тому может служить реализованные три года назад национальный проект «Поместье белорусского Деда Мороза» в Беловежской Пуще, который стал уже брэндом по количеству посещаемости и популярности не только среди детей, но и взрослых. Средства, потраченные на его строительство, возвращаются в виде экономических и социальных дивидендов. Поэтому собрание маститых светил аккумулировало самые интересные идеи и предложения и сделало попытку выработки единого эколого-экономического механизма сохранения биоразнообразия и охраны природы.

В докладах генерального директора ГПУ НП «Беловежская пуща» Н.Н. Бамбизы и профессора А.В. Неверова рассматривались идеи создания Беловежского экологического региона (БЭР) и в его рамках — свободной экономической зоны (СЭЗ) для привлечения иностранных инвестиций в природоохранные объекты, улучшения инновационного климата. В небольших городах и сельских населенных пунктах региона может развиваться малый и средний бизнес, принося в казну деньги на охрану природы. Общей концепцией регионального развития ученые считают формирование необходимых условий, обеспечивающих постоянное продуцирование биологически устойчивого природного комплекса на основе повышения экологической ценности территории. Эта идея заключается в следующем. Беловежская пуща и прилегающий к ней регион — земли Каменецкого, Свислочского и Пружанского районов площадью около 600 тысяч гектаров с населением более 70 тысяч человек, где нет больших промышленных предприятий, должны стать единой территорией, притягательным ядром для туристов, местом паломничества за чистым воздухом и незабываемыми впечатлениями. То есть нужно вовлечь регион в рыночные отношения. Красота должна приносить деньги. Как это выглядит в миниатюре на примере Поместья Деда Мороза. Но в этих условиях стратегия охраны флоры и фауны требует экономической поддержки. Здесь и привлекательность земель для создания здравниц, и экономическая выгода от улучшения здоровья и более благоприятные условия для иностранного капитала. И как сказал Н.Н. Бамбиза, уже есть предложения от зарубежных инвесторов, но каждый проект будет скрупулезно рассматриваться с тем, чтобы не пострадала Беловежская пуща, и согласовываться на высшем уровне.

Профессор БГЭУ О.С. Шимова, излагая вопросы экономической оценки эффекта от мероприятий по сохранению биоразнообразия высказала мысль о том, что далеко не все измеряется только экономической выгодой. Если речь идет о сохранении такого вида животных как зубр, то высчитывать нанесение им ущерба лесу некорректно, потому что это — социальная выгода — сберечь лесных исполинов, символ Беловежской пущи и республики.

Академик Национальной Академии Наук Беларуси В.И. Парфенов, сотрудники Национального парка выразили озабоченность в отношении сохранения лесов из-за массового усыхания ели, назвав это национальным бедствием. Леса планеты в целом немало терпят и от природных катаклизмов, но в большей степени от антропогенного влияния: мелиорация, вырубки, пожары... Каким образом противостоять этим катастрофическим проблемам, — этой теме предлагается посвятить одно из «Пущанских чтений», которые предложено проводить ежегодно.

С обстоятельными докладами выступили на конференции профессор Института проблем рынка Российской академии наук (г. Москва) Г.А. Моткин и доктор экономических наук, профессор МГУ им. Ломоносова (г. Москва) С.Н. Бобылев, кандидат экономических наук, сотрудник НАН Украины И.Н. Лыцур. Профессор Бобылев, в частности, сказал, что в России из бюджета на охрану окружающей среды выделяется 8 миллиардов рублей, что составляет 0,015% от всех расходов, а экономические потери от утраты или изменения количественного и качественного биоразнообразия составляют 190–200 миллиардов рублей. Он считает, что при такой экономике нужно искать иные источники финансирования природоохранных мероприятий в России. Ученый призвал коллег-экономистов из Беларуси как можно дороже оценивать природные комплексы, дабы там не добывали полезные ископаемые в ущерб природе.

Тут же на ходу профессор подсчитал, сколько стоит утилизация углекислого газа пущанскими лесами. Оказывается, что его поглощение, если бы это осуществлялось техногенным способом, оценивается более чем в 500 млн. долларов в год. А Беловежская пуща осуществляет это для планеты бесплатно. Поэтому важно, чтобы в ее сохранении принимало участие и все международное сообщество.

Украинский участник форума Лыцур говорил о том, что их национальные парки находятся на грани выживания. Терпит бедствие Крым, где каждый маленький начальник хочет построить небольшой домик, отвоевав у природы кусочек земли. Являясь сторонников теории вовлечения в рыночные отношения природных территорий, он привел пример того, как в одном из украинских заповедников успешно выращивают форель и это дает 30% всей прибыли учреждения. Очень удачным, по его мнению, является проект создания Поместья сказочного персонажа в Беловежской пуще. Воплощение подобных идей вреда лесу не приносит, но дает средства на развитие парка, заключил И.Н. Лыцур.

Зарубежные гости выразили большое удовлетворение от работы конференции и посещения Беловежской пущи, предложили тесное сотрудничество по обсуждаемой теме.

Все выступающие (а их было около 20) говорили о тщательной проработке каждого эколого-экономического проекта, чтобы не нарушить великолепие, сотворенное природой и дарованное нам для сохранения потомкам.

Тому, кто любит язык цифр, приведу следующие данные, почерпнутые из докладов А.В. Неверова и Н.Н. Бамбизы. Экономический доход от использования богатств Беловежской пущи в суммарном выражении составляет около 250–300 тысяч долларов. Это доходы от туризма, охоты, рыбалки, сбора ягод и т.д. Но есть и другая сторона медали — альтернативная стоимость. Ее лесные, водные и болотные экосистемы, ресурсы животного мира оцениваются более чем в два миллиарда долларов, хотя ученые отмечали, что на самом деле ее уникальная природа для человечества является великим бесценным даром.

Таким вот огромным богатством обладает наша республика, сохраняя для мирового сообщества одну лишь свою сокровищницу — Беловежскую пущу. А прекрасных природных объектов на территории нашей страны немало.

Ученые предлагают достойным образом оценить национальные богатства и использовать их стоимость с экономически выгодных позиций. На основе каких идей это будет сделано, думается, вопрос недалекого будущего.

Красота должна и может приносить деньги — к такому выводу пришли участники II Международной конференции «Эколого-экономический механизм сохранения биоразнообразия особо охраняемых территорий».

Ученые и практики из Беларуси, России и Украины, собравшиеся в Беловежской пуще, предложили принципиально новые формы и методы развития экологического туризма, способного не только окупить расходы на содержание биологических заказников, но и дать работу местным жителям. Была выдвинута идея создания на правах свободной экономической зоны Беловежского экологического региона.

Каримов приказал истребить скворцов

Президент Узбекистана Ислам Каримов поручил немедленно истребить всех афганских скворцов (майн), живущих на территории республики. Мотивировал он тем, что птица, приносящая потомство по три раза в год, наносит серьезный вред окружающей среде, а пользы от нее никакой. В отделениях милиции республики уже созданы специальные отделы, которым поручено уничтожить «крылатых врагов». Причем птицеводы страны эту инициативу уже поддержали. По словам эксперта Ибрагима Салихова, скворцы, завезенные в Узбекистан из Афганистана, не только уничтожают насекомых, но и нападают на других птиц, в частности воробьев. Между тем скворец приносит существенную пользу сельскому хозяйству, питаясь саранчой и выкармливая птенцов, убивая за год около 150 тыс. насекомых. Не говоря уже о его праве на жизнь.


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта