Короеды в Беловежской пуще: позорный финал?

Георгий КОЗУЛЬКО, "Народная воля", № 3-4, 11.01.2008

Недавно произошло знаковое событие, которое может радикально изменить историю Беловежской пущи. Совет Европы не продлил Национальному парку Европейский диплом. Но и не забрал его окончательно. Действие Диплома приостановлено на год. Весной 2008 года Пущу должны посетить независимые эксперты и проверить, какие изменения произошли в Нацпарке, разработан ли план управления на ближайшие 10 лет и как выполняются рекомендации Совета Европы. Затем будет принято окончательное решение на очередном заседании Постоянного комитета Бернской конвенции в ноябре 2008 года. Напомним, что Диплом Совета Европы — престижная награда для национальных парков и заповедников, которой отмечаются заслуги в деле охраны природы. Национальный парк "Беловежская пуща" получил Диплом в 1997 году за предыдущие успехи в деле сохранения дикой природы Беловежского реликтового леса.

Диплом является важной проверкой деятельности парка на предмет соблюдения специальных условий, правил и рекомендаций, направленных на достижение сохранения Беловежской пущи и ее богатого биоразнообразия, а также устойчивого управления территорией. Диплом был присужден Национальному парку скорее авансом, так как при этом было выдвинуто 10 рекомендаций для исправления недостатков в управлении Нацпарком и улучшении сохранения природы. Через 5 лет, прошедших после проверки в 2001 году, число рекомендаций не только не уменьшилось, но и увеличилось до 18.

Однако вместо того, чтобы принять срочные меры по исправлению сложившейся негативной ситуации, в Национальном парке была развернута воистину гигантская хозяйственно-экономическая деятельность, которая шла вразрез с правилами и рекомендациями Диплома. За последние 5 лет в Беловежской пуще осуществлено немало действий, которые нанесли серьезный ущерб ее дикой заповедной природе, заметно ухудшили состояние реликтового заповедного леса, поставили под сомнение его сохранность, дискредитировали природоохранный имидж Беларуси и статус самого Диплома. Это:

В настоящее время втайне от общественности прорабатываются планы по изменению пойменных ландшафтов на местной реке, строительству новых водоемов, аквапарков и иных аттракционов. А также ряд других мероприятий для подготовки к празднованию 600-летия установления заповедного режима в Беловежской пуще (2009 г.), на что, по неофициальной информации, выделяются бюджетные деньги в эквиваленте около 30 млн. долларов США.

Серьезными недостатками страдает туристическая и эколого-образовательная сфера: почти полная монополия парка на осуществление этих видов деятельности, недостаточный экообразовательный уровень работников парка и гидов, частичная подмена экообразования развлечениями и шоу под названием "Белорусский Дед Мороз" и прочее.

Произошло значительное ухудшение ситуации в социальной сфере и соблюдении прав человека на территории Национального парка, в отношениях между администрацией парка и местным населением. В Нацпарке осуществлен настоящий кадровый разгон. Из парка были уволены сотни местных жителей, включая наиболее профессиональных, образованных, интеллигентных и честных работников, отдавших Беловежской пуще десятки лет своей жизни. В первую очередь пострадали люди, которые выразили свое несогласие либо сомнение в проводимой в Национальном парке политике.

Нынешняя, чужая для этой местности администрация Национального парка сделала ставку на таких же чужих временщиков, которых начали трудоустраивать вместо уволенных местных жителей. В результате такой кадровой политики Национальный парк фактически превратился в "проходной двор". Резко ухудшилась криминальная обстановка в регионе. Местное население и работники стали ущемляться и притесняться в своих законных правах. Перевод работников на краткосрочные контракты и массовые увольнения создали атмосферу всеобщего страха и равнодушия. Деградировала культурная жизнь административного центра Беловежской пущи: на протяжении 5 лет был заброшен, а затем снесен местный Дом культуры.

Мнение, критические замечания и предложения общественности всячески игнорируются. Политика и управление в Национальном парке осуществляются ведомственно, скрыто и кулуарно. Вокруг острых, проблемных вопросов Беловежской пущи сохраняется напряженность. Общественным активистам, независимым экологам и экспертам, даже некоторым местным жителям вход на территорию Беловежской пущи фактически запрещен. Имеются случаи незаконного насильственного задержания, выдворения с территории парка и штрафования тех, кто пытался осуществлять независимый контроль и наблюдение. На запросы общественности по важным экологическим вопросам в рамках Орхусской конвенции администрация Национального парка либо делает общие отписки, либо не отвечает вообще.

Все вышеизложенное, на мой взгляд, свидетельствует о том, что нынешняя администрация Беловежской пущи не только не является подконтрольной национальному законодательству, но и безответственна в отношениях к Беловежской пуще, к людям и белорусскому обществу в целом. Национальный парк "Беловежская пуща" фактически превращен в учреждение, по степени закрытости и секретности близкое к объекту военного назначения. Всякие попытки изменить природоохранную и социальную политику в Беловежской пуще и наладить цивилизованный общественный диалог натыкаются на жесткое сопротивление и неприятие со стороны ее администрации.

Безусловно, правительством Беларуси и администрацией Нацпарка за эти годы выделялись большие деньги и предпринимались определенные действия для решения экологических, экономических и социальных проблем Беловежской пущи. Некоторые из них, как, например, расширение заповедной зоны и Мирового наследия в 2004 году, сделанное под давлением общественности, можно расценить как достаточно радикальные. Тем не менее все это меркнет на фоне того негативного, что накопилось и продолжает накапливаться в Национальном парке.

Принимая недавнее решение, Совет Европы фактически встал перед трудной дилеммой. С одной стороны, Диплом нельзя продлевать из-за постоянного игнорирования его рекомендаций по сохранению реликтового леса Беловежской пущи. Иначе он опять будет использован белорусской стороной в спекулятивных и безнравственных целях, для прикрытия деятельности, прямо противоположной духу Диплома и сохранению Пущи. С другой стороны, забрать его означало бы потерять последнюю возможность хотя бы один раз в несколько лет проводить проверку и привлекать международное внимание к проблемам Пущи.

В этих условиях группа представителей белорусской общественности обратилась в Совет Европы с письмом, в котором предложила компромиссный вариант. В письме, в частности, говорилось следующее.

"Мы понимаем всю деликатность и сложность дилеммы, касающейся Диплома Совета Европы. Никто из нас не сомневается в непреходящем природном и культурном значении уникального реликтового леса Беловежской пущи. Также никто не сомневается в необходимости и важности для Беловежской пущи Диплома Совета Европы, который является не только престижной наградой, но и механизмом контроля и стимулирования природоохранной и иной деятельности на территории, для которой этот Диплом присужден. И мы всецело ратуем за то, чтобы Беловежская пуща обладала такой наградой.

Однако нас глубоко беспокоит использование престижного Диплома для совершенно других, противоположных целей - прикрытия деятельности, которая идет вразрез с природоохранным международным и национальным законодательством, с интересами сохранения уникального природного комплекса Беловежской пущи, сбалансированного природопользования и гармоничного сосуществования человека и природы, устойчивого развития региона Беловежской пущи, наконец, с демократическими и гуманитарными принципами …

…Мы руководствуемся правилом "не навреди" и хотим упредить возможность ошибочного решения Совета Европы, которое нанесет ущерб сохранению Беловежской пущи и налаживанию цивилизованных общественных отношений в Национальном парке.

Мы предлагаем приостановить действие Диплома Совета Европы для Национального парка "Беловежская пуща" на возможный, с точки зрения учредителей, период, необходимый для выполнения всех рекомендаций Диплома, в том числе принятия плана управления и сохранения Беловежской пущи на 10—20 лет с привлечение независимых, включая международных, экспертов. Особо хотим отметить, что План управления и сохранения должен соответствовать международному и национальному законодательству, современным достижениям экологической науки и практики и предусматривать на уровне его принятия гласность, соблюдение демократических процедур и вовлечение заинтересованных сторон, включая представителей общественности".

Совет Европы согласился с предложением белорусской общественности и приостановил действие Диплома на один год.

А что же белорусская сторона? Ее реакция противоречива и… неожиданна! С одной стороны, как и прежде, попытка сохранить приличное лицо при явно плохой игре. Официальная дипломатия, разбавленная ложью: мол, ничего страшного не случилось, чисто технические нестыковки, не успели вовремя приготовить план управления, нарушений нет, все хорошо. И, естественно, почти полное утаивание реального положения дел от белорусской общественности. С другой стороны, Минприродой недавно было объявлено о том, что в планируется увеличение заповедной зоны как минимум в 2 раза — до 60 000 га! А это значит, что почти вся историческая часть белорусской Беловежской пущи может стать заповедной!

Если такое действительно произойдет, то это — просто фантастическая новость. С 1957 года, когда был ликвидирован Государственный заповедник "Беловежская пуща", об этом трудно было даже мечтать. Впрочем, совсем недавно, в 2004 году, подобная ситуация уже случалась. Тогда Пущу посетили эксперты ЮНЕСКО для проверки состояния участка Всемирного наследия (5500 га). Они также согласились с выводами общественности о том, что данный мизерный участок не представляет всей Беловежской пущи, и его сохранение в условиях интенсивного хозяйствования на остальной территории Пущи невозможно. Тогда администрация Национального парка, по-видимому, испугавшись возможного наказания "сверху", также неожиданно пошла на увеличение заповедной зоны и Всемирного наследия до 30 000 га. Хотя до этого на встрече с экспертами доказывала невозможность такого шага, так как там можно было вырубить еще около 1 млн. кубометров древесины.

Таким образом, сегодня у общественности открываются новые перспективы не просто добиться улучшения природоохранной и социальной политики в регионе Беловежской пущи, но и радикально изменить ее. Хотелось бы надеяться, что порочной практике нарушений законодательства и правил заповедной и экологической наук будет положен конец. Волюнтаристское управление Национальным парком "Беловежская пуща", которое уже нанесло уникальному лесу колоссальный ущерб, должно быть остановлено. Беловежская пуща должна стать парком для нации, а не для администрации. Именно такой подход отвечает интересам и политике сохранения Беловежской пущи как Всемирного наследия для будущих поколений землян.

И последнее. В связи с вышесказанным хочу обратиться к президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко. В соответствии с Вашим недавним распоряжением в 2009 году планируется празднование 600-летия установления заповедного режима в Беловежской пуще, для чего сформирован Республиканский организационный комитет. Как сообщалось в прессе, согласно утвержденным ЮНЕСКО правилам наше государство, на чьей территории находится природный объект, должно организовать празднование юбилейной даты на высоком национальном уровне. То есть это должен быть праздник европейского масштаба.

Однако я хочу задать вопрос. С кем Вы собираетесь готовиться к празднованию столь важной и ответственной даты? С теми, кто устроил вандализм в охраняемом Беловежском реликтовом лесу, кто организовал кадровый разгон в Национальном парке и притесняет местное население? С теми, кто дискредитировал природоохранный имидж Беларуси на международной арене и кто является виновником многочисленных громких скандалов и разоблачений? С теми, кто своей предыдущей деятельностью доказал профессиональную некомпетентность и нигилизм по отношению к закону? Если да, то для кого в таком случае будет этот праздник? И что на нем праздновать?

Ведь перед принятием решения в Совете Европы о приостановке Диплома кое-кто из чиновников браво заявлял, что, мол, Диплом уже в нашем кармане. А получилось все наоборот. Опять очковтирательство и показуха.

Будем надеяться, что администрация Беловежской пущи выполнит минимум условий, необходимых для продления Диплома. Но что дальше? Внешняя форма поменяется, однако стиль и традиции управления в Национальном парке останутся старыми, а проблемы нерешенными. План управления Беловежской пущей разрабатывается, но общественность и независимых экспертов опять игнорируют. План подготовки к празднованию 600-летия составлен. И опять общественность в стороне. Примеры можно продолжать.

Палач не может стать праведником. Рожденный ползать не полетит. А значит, история повторится снова. И вместо достойного праздника в Беловежской пуще Беларусь получит очередной громкий общественный скандал, который в очередной раз опозорит ее правительство. Подумайте об этом, Александр Григорьевич! Если Вам, конечно, престиж страны и Беловежской пущи важнее, чем узковедомственные интересы приближенной группы некоторых лиц.

Георгий КОЗУЛЬКО, кандидат биологических наук
Беловежская пуща


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта