За право добыть в Беларуси охотничий трофей иностранцы готовы платить тысячи евро

Елена ТРИБУЛЕВА, Вечерний Брест", № 45, 07.06.2006

Вот нравится охотникам разных стран и мастей наша синеокая Беларусь, и все тут. Причем нравится не только потому, что у нас есть Беловежская пуща, охота в которой всегда была уделом избранных. В Беларуси до сих пор сохранилось то, чего уже нет в обустроенной и цивилизованной Европе: настоящие дремучие леса и топкие болота, в которых в естественной среде бегает, плавает и летает многочисленная дичь - мечта заядлого охотника. А так как за право лично добыть эту дичь европейцы готовы хорошо платить, их желание горячо приветствуется. И государством, заинтересованным в развитии охотничьего туризма, и охотничьими хозяйствами, в которых дичь водится. Даже пуща, из-за своего высокого статуса весьма ограниченная в праве устраивать охотничьи облавы, изящно вышла из положения, создав несколько лет назад рядом с заповедником Шерешевское лесоохотничье хозяйство с высокой плотностью диких животных, «депортированных» из пущи. Однако пальма первенства в организации коммерческой охоты на Брестчине принадлежит не ей. Еще в сентябре 1989 года Брестское производственное лесохозяйственное объединение, чьи охотничьи угодья составляют 20 % от имеющихся в области, организовало в Телеханском опытном лесхозе первый охотничий тур для иностранцев, имевший большой успех.

Сейчас из 13 лесхозов, входящих в состав объединения, 11 занимаются ведением лесоохотничьих хозяйств, только три, как недавно организованные, не имеют опыта приема иностранных охотников. Остальные работают в этом направлении давно и плотно. При этом речь идет не только об охоте как таковой. Четыре года подряд Ганцевичский лесхоз зарабатывал неплохие деньги на том, что помогал полякам отлавливать в своих лесах... живых тетеревов. Наши западные соседи задались целью расселить на территории Полесского национального парка эту достаточно редкую для Европы птицу, крупная популяция которой живет в Беларуси. Переселение, по утверждению главного охотоведа Брестского ПЛХО Сергея Туцкого, прошло успешно, и теперь «ганцевичские» тетерева под пристальным вниманием польских ученых проходят адаптацию на сопредельной территории.

Специализируются лесхозы области, впрочем, не на птице. При том что в прошлом году, к примеру, тот же Ганцевичский лесхоз и провел для немцев довольно успешную охоту на глухаря, а в пойме Припяти в Лунинецком районе создана очень неплохая база для приема иностранцев, всем видам дичи предпочитающих водоплавающую птицу. Особо любят приезжать сюда итальянцы и французы, которых обилие водоплавающих на припятских просторах приводит в восторг. Нынче охота в тех масштабах, что проводилась в предыдущие годы, не состоялась: из-за птичьего гриппа охоту на перелетных птиц вначале запретили, потом разрешили, но сроки уже были упущены. А в довершение печалей Польша запретила ввозить на свою территорию птицу, сведя тем самым интерес иностранцев к этому виду охоты до минимума. Никому не хочется возвращаться домой без честно добытого трофея, за который к тому же пришлось заплатить немалые деньги!

Славу же охотничьего Клондайка среди иностранцев Брестчина снискала благодаря обилию в лесах копытных. Именно на них и делают ставку местные лесхозы, принимающие зарубежных охотников. В надеждедобыть оленя, лося или матерого кабана приезжают в наши края немцы, поляки, финны, голландцы и англичане. Даже из далекой Исландии была не так давно группа. В нынешнем году в лесах близ Барановичейгости из российской столицы добыли трофейного оленя и уехали чрезвычайно довольными и охотой, и организованным приемом. Особенно хорошо налажено это дело в Пружанском лесхозе, где на водохранилище Гута имеется комфортабельная охотничья база на 10 номеров. «С 1989 года ни одной жалобы от иностранцев», - с гордостью подчеркивает Сергей Туцкий.

Между тем удовольствие это не из дешевых. Плата за право поохотиться в белорусских лесах состоит для иностранцев из двух частей. Первая формируется из платы за организацию охоты, куда включены также проживание и питание, и составляет примерно 75 евро в сутки. Вторая взимается, если охота увенчалась успехом и есть возможность увезти с собой добытый трофей как доказательство охотничьей удачи. По информации из Брестского ПЛХО, хороший трофей копытных стоит порядка 2 тысяч евро - практически столько же, сколько и в других европейских странах.

До недавнего времени лесоохотничьи хозяйства могли самостоятельно устанавливать цены исходя из спроса, однако в марте этого года вышло постановление Совета Министров N 466, определяющее предельные минимальные цены на охотничьи трофеи для иностранцев. «Предельные» цены не назовешь завышенными. В пору, когда коммерческая охота в Беларуси только начинала развиваться, ее организаторы запрашивали со своих иностранных гостей суммы куда внушительнее. К примеру, за трофей глухаря надо было выложить больше тысячи долларов. Сейчас такса на него упала до 400-500 евро. Впрочем, для белорусского охотника, имеющего право выходить в лес с ружьем за гораздо меньшую плату, и эта сумма покажется умопомрачительной...

За прошлый год Брестское ПЛХО организовало в своих угодьях 23 охотничьих тура для гостей из-за рубежа, приняв 77 человек и заработав на этом 142 миллиона рублей. Два года назад туров было 19, принятых охотников - 45 человек, а вырученная сумма вдвое меньше - 76 миллионов. «Это не предел, мы можем организовывать таких туров гораздо больше, - поясняет главный охотовед предприятия. - Однако тут такие проблемы...»

Проблемы для иностранных охотников, как водится, начинаются с нашей границы. В Беларуси запрещен прокат оружия, и ввезти его на территорию нашей страны можно только после получения разрешения в Министерстве внутренних дел, на что в лучшем случае уходит месяц. Охота же, как известно, порой есть дело, не терпящее проволочек. Облаву на волков, например, устраивают по свежемуснегу: сегодня выпал, завтра надо выходить.

Плюс масса других чисто организационных моментов. До этого года Брестское ПЛХО имело лицензию на туроператорскую деятельность и могло напрямую заниматься переговорами и организацией приезда вооруженных людей из-за рубежа. В этом году в связи с обязательной сертификацией туроператорских услуг лицензию продлевать не стали: экономически не выгодно. В итоге в тандем охотник-хозяйство добавились несколько посредников, помогающих иностранцам решать организационные вопросы, что усложнило и затянуло процедуру. Так что сейчас на предприятии занимаются подготовкой туров, которые должны состояться только осенью. Как раз к этому времени немцы или голландцы, начавшие оформлять необходимые бумаги на право поохотиться в Беларуси, получат разрешение. Если, конечно, столь длительная процедура не отобьет у них желание приезжать...

А уж какие сюрпризы их, привыкших путешествовать по Европе на своих автомобилях, могут поджидать на белорусско-польской границе, Сергей Туцкий даже говорить боится. Чтобы не накликать. Томительное ожидание в очереди часов этак на 15 - это еще полбеды. Полтора года назад на нашей границе «застряли» поляки, имевшие на руках все требуемые документы, в том числе и на провоз охотничьего оружия. По какой-то причине незадачливые охотники указали в декларации неправильное количество патронов. «Лишние» 10 боеприпасов были обнаружены, поляков на трое суток задержали «до выяснения», а потом повернули их обратно. Рассказавший нам эту историю Туцкий уверен: больше эти поляки к нам на охоту не поедут.

А кто б на их месте поехал?



Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта