Воззвание к человечеству и человечности:

Заповедная Беловежская пуща – Центр духовного возрождения людей!

9 февраля 2012 года в Беларуси произошло важное, знаковое событие. Президент РБ А.Г. Лукашенко подписал Указ №59 "О некоторых вопросах развития особо охраняемых территорий", который утверждает новое "Положение о Национальном парке "Беловежская пуща". В соответствии с ним площадь заповедной зоны национального парка увеличена с 30,7 до 57,0 тыс. га, т.е. почти в два раза. Это означает, что значительная часть (более 70%) территории Беловежской пущи (Беловежского первобытного леса) становится заповедной. Сюда вошли большинство участков реликтового леса с уникальным биологическим разнообразием, за исключением тех, которые находятся в непосредственной близости к населенным пунктам, либо безвозвратно уничтожены предыдущей хозяйственной деятельностью.

Таким образом, можно смело говорить, что Беловежская пуща наконец-то стала заповедной! Случилось то, во что верили и надеялись, за что боролись и приносили себя в жертву три поколения настоящих ученых, экологов и природоохранников. Воистину это историческое событие! Это так, потому что Беловежская пуща не просто рядовой лес. Она – единственный в своем роде лес, первобытный лес, реликтовый лес. Уникальность и ценность его экосистемы подтверждена включением его в список Всемирного наследия человечества. Кроме того, Беловежская пуща является национальным символом Беларуси и духовной святыней ее народа. Объявление ее истинно заповедной открывает перед нами новые перспективы и возможности как в охране природы, так и в сфере духовности и гуманизма. И это здорово!

В связи с этим хочу поблагодарить Президента Александра Григорьевича Лукашенко за правильное решение, а также выразить огромную признательность многим людям, всем тем, кто принял участие и внес свой посильный вклад в общее дело защиты и сохранения Беловежской пущи. К сожалению, назвать здесь всех поименно не представляется возможным.

Однако, вызывает недоумение тот факт, что данное историческое событие состоялось как-то тихо и незаметно. Новостные агентства сообщили о заповедании Беловежской пущи в информационном потоке сотен других новостей того времени. Никто более ни в государственных органах, ни в самом национальном парке не придал этому особого значения, не озвучил громко в масс-медия, не говоря уже о значимых программных заявлениях в связи с этим. Общественность, в том числе природоохранная, также проигнорировала данное событие. Одним словом, все отнеслись к этому, как к рядовому действию, как к текучке будничного дня. Такое впечатление, что в нескончаемой битве за лучшую жизнь, в погоне за постоянно ускользающим светлым миражем-будущим, на данное воистину историческое событие и открывающиеся новые возможности развития белорусского общества у руководителей и простых граждан не остается ни времени, ни сил.

Противоречие в понятии сохранения Пущи

Тем не менее, оно случилось – Беловежская пуща официально объявлена заповедной! Она стала заповедной! Таким образом, сегодня можно говорить о том, что заканчивается один, исторически длинный, 600-летний период медленного уничтожения Беловежского первобытного леса и начинается другой, новый исторический этап ее заповедания, истинно сохранения. Ведь на самом деле то, что праздновалось в стране 2,5 года назад под видом 600-летия установления заповедного режима в Беловежской пуще, на поверку таковым не является. Это не более чем хорошо пропиаренная фальшивка. Правильно говорить - 600-летие со дня первого природоохранного акта, или охраны Беловежской пущи, как это верно сформулировано поляками.

Само понятие "заповедность" возникло не 600 лет назад, а исторически значительно позже. Оно появилось благодаря работам таких великих российских мыслителей и основоположников заповедного дела как В.В. Докучаев, Д.Н. Анучин, Г.О. Кожевников, А.П. Семенов-Тянь-Шанський, В.И. Талиев и других лишь в конце XIX - начале XX веков. А в далеком 1409 году польский король Ягайло (тогда Пуща находилась в его частных владениях) издал указ, в котором охота на крупного зверя отныне дозволялась только ему и его двоюродному брату, литовскому князю Витовту. Остальным разрешалось промышлять мелкую дичь и птицу. Также ограничивались рубка леса и вход в Пущу. С этого события и началось обретение Беловежской пущей охранного статуса, который то снимался, то опять возобновлялся, то периодически менялся. О заповедности Пущи в то время и речи не могло быть. Беловежская пуща впервые была объявлена государственным заповедником в 1939 г. А вскоре (в 1957 г.) он был реорганизован в Государственное заповедно-охотничье хозяйство, основной задачей которого стало разведение диких животных и осуществление охот для высокопоставленных чиновников. В настоящее время - это национальный парк (с 1991 г.), биосферный заповедник (или, если более точно переводить с английского, биосферный резерват) (с 1993 г.) и Всемирное наследие человечества (с 1992 г.).

Так что до сегодняшнего дня об истинно заповедности и настоящем заповедном режиме Беловежской пущи говорить не приходится.

Неверно думать, что Беловежская пуща на протяжении всех 600 лет сохранялась как уголок первозданной, нетронутой, дикой природы и как уникальный, реликтовый, первобытный, старовозрастной лес, то есть с позиций современного заповедного дела и классической заповедной концепции, экологической науки. Отнюдь нет! Наоборот, Пуща в той или иной форме эксплуатировалась все эти 600 лет, когда меньше, когда больше. По-настоящему в заповедном статусе, как государственный заповедник с соблюдением настоящего заповедного режима, она просуществовала лишь 13 лет (из 600!) – с 1944 по 1957 года.

В результате этого мы получили в наследие вовсе не ту дремучую и первобытную Беловежскую пущу, которую еще успел воспеть Николай Гусовский в своей поэме "Песня о зубре" пять веков назад (1523 г.). Сегодня мы имеем уже иную Беловежскую пущу – хотя и сохраненную как лесную территорию, как остаток древнего старого леса, но в значительной степени утратившую свой первозданный облик, деградированную, заэксплуатированную. Беловежская пуща как пуща, как дикий, первобытный, реликтовый лес с богатейшим биоразнообразием, своего рода "тропики" Европы, быстро теряет свою уникальность и медленно умирает. Она меняется, трансформируется, на наших глазах превращается в нечто иное, менее ценное, становится обыкновенным лесом. И происходит это по вине людей, которым история доверила сохранять и управлять этой экосистемой, а также из-за безразличного отношения общества в целом. Элитные и коммерческие охоты, рубки леса, мелиорация, высокая численность диких копытных животных (съедающих молодое поколение пущанского леса), искусственные лесопосадки, сельское хозяйство и иное освоение территорий – всё это было на протяжении 600 лет! И всё это работало против Великого Беловежского Леса!

Таким образом, говорить сегодня, что мы сохранили Беловежскую пущу, можно лишь в определенном контексте. Мы должны понимать под этим, что человечество особым, менее губительным способом ее эксплуатировало и очень медленно, в сравнении с другими пущами, ее убивало. Мы не столько сохранили Беловежскую пущу, сколько просто не успели убить ее окончательно! Как это сделали ранее с другими белорусскими пущами. И мы продолжали убивать ее, вплоть до последнего времени, используя своеобразные "природоохранные" технологии и прикрываясь при этом красивыми словами о заповедности и громкими празднованиями … иллюзий под фальшивыми лозунгами!

Новейшая история убиения и спасения Беловежского леса

5 мая 2001 года, ровно 11 лет назад, на должность директора Национального парка "Беловежская пуща" был назначен человек, дальнейшая деятельность которого мало общего имела с заповедным делом, экологическим управлением, нравственностью и гуманизмом. С этого времени темпы и сила уничтожения Беловежского первобытного леса достигли кульминации. Новый горе-начальник с кампанией высокопоставленных чиновников-покровителей и непосредственно подчиненных организовал в охраняемой экосистеме экологическое "побоище" невиданных в послевоенные годы масштабов, совершил настоящий акт вандализма против уникальной дикой природы Святого леса, а заодно осуществил кадровый разгон в парке и гонения, притеснения местного населения. Сотни работников были унижены и уволены, в том числе для "профилактики". Те, которым хватило мужества, воли, совести и ума возразить и встать на защиту поруганных прав природы и человека, были репрессированы. Почти весь высший и средний состав управления был "обезглавлен", уволен. Местных специалистов заменили людьми случайными и чужими, зачастую просто безразличными временщиками, послушными пешками-исполнителями, не знающими, не понимающими и не любящими Пущу (здесь любовь понимается в смысле духовном, а не потребительском), для которых понятия совести, чести и духовности не играют в жизни особого значения. Одновременно сделали территорию Беловежской пущи закрытой от общественного "зеленого" контроля, а любые попытки преодолеть этот запрет со стороны независимых экологов, журналистов и "зеленых" активистов пресекались, в том числе и с нарушением закона. Цивилизованное сотрудничество с широкой природоохранной общественностью отсутствовало.

В итоге была выстроена "пирамида" управления под стать и стиль руководителя нацпарка. Немало усилий было предпринято для искоренения местных традиций бережного отношения к дикой природе и замены их на так называемый экологический техно-новодел. В Беловежской пуще наступили самые тяжелые времена за всю ее послевоенную историю, наподобие средневекового мракобесия. В условиях круговой чиновничьей поруки и безнаказанности здесь установился нецивилизованный режим по типу полицейского, где конституция и законодательство страны не действовали в полную силу. И всё это в центре Европы в XXI веке!

Ситуация была настолько ненормальной и абсурдно очевидной, что высшему руководству страны при желании достаточно было максимум года, чтобы разобраться в ней. Однако задачи и интересы тогда были иные. А потому интенсивность и жестокость "битвы" против дикой природы и местного населения лишь нарастала. Не существовало настоящего плана управления, многое осуществлялось от "балды" или по капризу, прихоти руководителя, больше походившего на местного князька, управляющего больше по собственным понятиям, чем по закону. Широкомасштабные и незаконные подпольные рубки живого элитного леса, включая деревья-великаны, попытка начать сплошные санитарные рубки в охраняемых кварталах, необоснованное внедрение искусственных лесопосадок по технологиям лесхозов, вырубка постоянных научных площадей для лесного мониторинга, самострой резиденции Деда Мороза для массового туризма в центре Пущи, незаконное строительство огромного охотничьего вольера на охраняемой территории, экологически необоснованные гидро-мелиорационные работы, незаконные коммерческие охоты на зубров и других копытных в абсолютно заповедной зоне, и так далее, и тому подобное. Список можно продолжать. Всё это безнаказанно осуществлялось в течение 6 (!) лет. Не помогали ни разумные научные экспертные заключения, ни разоблачительные публикации в прессе, ни коллективные обращения от местного населения в высшие органы власти, ни общественные скандалы внутри страны. Грубая административная машина на всю мощь мчалась и тащила за собой Беловежскую экосистему в … экологическую пропасть.

В этих условиях ничего не оставалось, как выходить на международный уровень, обращаться за помощью в ЮНЕСКО, природоохранные структуры Совета Европы и значимые международные природоохранные организации. Таким образом, в 2003 году была начата международная общественная кампания в защиту Беловежской пущи. О беловежской трагедии узнал весь мир и отовсюду в Беларусь пошли письма протеста с требованием остановить варварство в отношении Беловежского первобытного леса. Это подействовало. Руководство национального парка было вынуждено приостановить незаконные вырубки элитного живого леса , а также уменьшить в объемах широкомасштабные рубки и отказаться от части планов других экологических авантюр, направленных на уничтожение и трансформацию дикой природы Беловежской пущи. В результате под нажимом общественности и при поддержке ЮНЕСКО в 2004 году удалось добиться расширения заповедной зоны нацпарка вдвое – с 15 до 30 тысяч гектаров. Это была существенная победа.

Вместо года понадобилось целых 5 лет (с 2001 по 2006 гг.), чтобы руководство страны наконец-то обратило внимание на масштабы беловежской трагедии и поняло фатальные ошибки, которые привели к угрозе окончательной потери биологической ценности Беловежской пущи как уникальной экосистемы. К сожалению, слишком большую цену пришлось заплатить за это прозрение. К тому времени для не менее 30% территории охраняемого первобытного, реликтового леса был нанесен огромный урон, а до 10% его площадей были безвозвратно уничтожены. Безвозвратно, потому что на их восстановление до естественного, дикого, первобытного состояния необходимо как минимум 300 лет! С другой стоны, серьезно пострадал международный природоохранный имидж Беларуси. Один лишь факт того, что в 2007 г. Совет Европы за отсутствие плана управления и невыполнение природоохранных рекомендаций приостановил действие почетного Европейского Диплома, который был выдан в 1997 году за заслуги в деле сохранения природы и который до сих пор администрация нацпарка не смогла вернуть, говорит сам за себя. Вот такие жертвы были принесены ради накопления благосостояния кучки высокопоставленных чиновников и их приближенных.

Лишь в 2007 году на высшем государственном уровне было озвучено, что заповедная зона Беловежской пущи будет расширена на всю ее историческую часть. Что ж, лучше позже, чем никогда. Это была убедительная победа всех тех, кто так или иначе приложил свои усилия для защиты и сохранения Пущи, как со стороны общественности, так и государственных служащих. Далее в 2009 году было празднование 600-летия охраны природы в Беловежской пуще, для подготовки к которому правительством выделено около 30 миллионов долларов в эквиваленте. Благодаря этому капитально отремонтировали и модернизировали инфраструктуру, укрепили сеть дорог. В результате внешний вид национального парка значительно изменился в лучшую сторону. При этом, к сожалению, опять был нанесен значительный урон дикой природе Беловежского леса. Продолжилась также политика замещения местных традиций чем-то иным, чуждым для этого края.

Понадобилось еще 3 года, чтобы в 2012 году обещанное значительное расширение заповедной зоны стало явью.

Кризис экологический, гуманитарный, духовный

Что сейчас мы имеем? Год назад (2011 г.) произошла смена в руководстве национального парка. Наконец-то на должность директора был назначен человек вменяемый, грамотный и культурный. Наследие ему досталось тяжелое. Список экологических проблем Беловежской пущи длинный. Большинство из них не имеют простых и быстрых решений. Для этого требуется высокопрофессиональный и слаженный коллектив. А его то как раз и нет. Потому что предыдущий директор за 10 лет "вычистил" национальный парк от всего честного, нравственного, грамотного и сформировал команду по своему образу и подобию. Патологический страх быть наказанным за любую мелкую оплошность, безынициативность, очковтирательство и имитация деятельности стали значимыми атрибутами нынешнего коллектива. Профессиональный уровень большинства работников не соответствует современным требованиям и стандартам, а также сложным целям и задачам, стоящим сегодня перед национальным парком.

Научный отдел фактически уничтожен. Ученые старшего возраста уходят на пенсию, среднее звено разогнано, у молодежи возможности сильно ограничены, а потому молодые, перспективные научные сотрудники - будущие ученые здесь, как правило, надолго не задерживаются.

Не лучшее положение в сфере туризма и экологического образования. Профессиональный уровень местных штатных гидов ни в какое сравнение не идет с высоким профессионализмом их коллег на польской стороне (в Беловежском национальном парке). В отличие от поляков, здесь отсутствует сама система подготовки гидов-профессионалов. Прием на работу случайного человека и копирование им существующей и устаревшей модели ведения экскурсий, в которой отсутствуют современные глубокие знания по экологии, заповедному делу и экологическим проблемам Беловежской пущи, – типичная практика нацпарка. Многие из них о современной концепции сохранения дикой природы даже не слышали, не говоря уже о гуманитарной экологии. Именно поэтому экологическое образование здесь организовано в виде массового потока для зарабатывания денег и ориентировано больше на развлечение туристов и информирование их о вещах второстепенных. В прессе на протяжении уже многих лет периодически озвучиваются факты некачественного сервиса для туристов. И хотя в этой сфере за последние годы сделано немало положительного, в целом ситуация оставляет желать лучшего.

Примерно такая же ситуация, только со своей спецификой, и в других подразделениях национального парка. Экологическая грамотность работников, непосредственно не связанных с ведением лесного хозяйства, наукой и туризмом, близка к нулю. Люди не знают толком даже какие есть титулы и статусы у Беловежской пущи и что это означает. Не говоря уже о более сложных экологических вещах. Системная работа по экологическому образованию работников нацпарка и местного населения отсутствует.

Таким образом, сегодня наряду с экологическим Беловежская пуща переживает также и кризис гуманитарный, духовный.

Нужны перемены

В то же самое время перед национальным парком стоят задачи сверхсложные: решение затянувшихся многочисленных экологических проблем, возвращение Европейского Диплома, создание Международного центра (института) дикой природы, переход на современный уровень экологического образования, развитие современного эко-туризма на всей территории Беловежской пущи, а не только в районе административного центра, вплоть до границ недавно построенной объездной дороги, переход на экологическое ведение сельского хозяйства и многое другое.

Чтобы изменить ситуацию, сегодня нужна новая управленческая, социальная, общественная и гуманитарная политика во всех сферах деятельности национального парка (охрана природы, наука, экотуризм, экообразование, лесное и охотничье хозяйство, промышленность, сельское хозяйство). Но прежде всего новая кадровая политика. Кадры решают всё! С кем сегодня осуществлять благие дела? С теми, кто на протяжении последних десяти лет единой командой участвовал или соучаствовал в уничтожении первобытного леса Пущи, активно помогал или идеологически прикрывал это? С теми, о ком говорят "рожденный ползать летать не может"? Или же с другими, кто профессионален, компетентен, интеллигентен, честен и небезразличен, кто способен взять на себя личную ответственность и грамотно довести дело до конца и кто был изгнан из национального парка именно за эти свои качества?

Прошел год и, к сожалению, стало очевидным, что не сильно торопится с новой кадровой политикой новый руководитель нацпарка. Большинство прежних служащих, чьими руками Беловежская пуща загонялась в экологический и хозяйственный тупик, как были на своих должностях, так и остаются при них. Те немногие новые, которые пришли на смену прежним, ситуации в целом изменить пока не могут. Проблема незаконно или необоснованно уволенных и репрессированных местных специалистов не решается. По крайней мере, никто ни к кому из нового руководства не обращался и не приглашал обратно на работу. Создается впечатление, что тем самым пытаются создать видимость, что такой проблемы не существует. Но это не так. Такая проблема есть. Упоминание об этом здесь, в воззвании - лишнее тому доказательство. Создана абсурдная ситуация, когда местные грамотные специалисты утром едут на работу в районный центр, а им на встречу автобусом нацпарка везут на работу в Пущу жителей райцентра, в том числе тех, кто не состоялся там как специалист. Данная проблема требует неотлагательного решения.

Также необходимо и очень важно налаживание конструктивного, взаимовыгодного и плодотворного диалога и сотрудничества с широкой общественностью для совместного решения существующих проблем Беловежской пущи. Это значительно подымет престиж национального парка и будет выгодно отличать нынешнее руководство.

На рубеже новой исторической эпохи в Беловежской пуще

Итак, Беловежская пуща наконец-то реально стала заповедной! Тем самым официально, законодательно подтвержден значительный прогресс в деле ее сохранения. Что далее?

А далее необходим переход на совершенно новый для пущанской истории, более высокий уровень общественных отношений. Сегодня имеются все основания и уверенность, а не только надежда и ожидание, чтобы сказать о том, что в Беловежской пуще закончен один исторический этап и начинается второй. Закончен 600-летний период медленного убиения, уничтожения Беловежского первобытного, реликтового леса. Под этим нужно подвести окончательную черту. Вместо него начинается новый, будем надеяться, "золотой" век сохранения Беловежской пущи и устойчивого развития в регионе. По крайней мере, потенциал и все предпосылки для этого имеются. Остается дело за малым – необходимы политическая мудрость, воля и ответственность за будущее у всех тех, от кого сегодня зависит судьба этого воистину Великого и Святого леса.

Святого! Я не зря употребил здесь это сакральное слово. Встает вопрос – как перейти на этот новый уровень во имя сохранения Беловежской пущи. Дело в том, что традиционный подход через интеллектуальное управление, которым мы всегда пользовались и к которому привыкли, себя исчерпал. Он в современных условиях больше не работает. Он уже неэффективен. Более того, это из-за него мы зашли в экологический и гуманитарный кризис не только в Пуще, но и в целом в мире. И продолжаем усугублять его, что порождает угрозу экологической катастрофы и даже гибели самой цивилизации. Техническая сила человека стала настолько мощной, что при отсутствии действенных ограничителей она становится смертельно опасной. Ведь большинством людей, включая тех, кто у власти, сегодня движет эгоизм, духовное невежество и недостаточная грамотность в жизненно важных вопросах. Интеллект (разум) в одиночку не в состоянии противостоять этому.

Именно это стало главной глубинной причиной трагедии, которую мы недавно пережили в Беловежской пуще. И нет никаких гарантий, что она опять не повторится. Наоборот, вся наша история свидетельствует о том, что закон цикличности рано или поздно опять сработает. "История учит тому, что никого ничему не учит". И мы, или наши дети, снова окажемся в очередной драматической ситуации, которую когда-то прошли и в чем так и не покаялись. Я сам лично пережил это и свидетельствую, что надежды в будущем на достижение окончательной разумности человека только через интеллект иллюзорны. Будучи заместителем директора по научно-исследовательской работе национального парка "Беловежская пуща" (1999 – 2001 гг.) и отчетливо осознавая проблемы управления, дефицит грамотности и понимания вокруг, я тешил себя надеждой, что пройдет какое-то время, наука даст новые ответы и рекомендации, а благородные и благодарные управленцы по достоинству оценят их и внедрят в практику. После чего всем станет хорошо. Я был наивен. Наступил 2001 год и в Беловежской пуще случилось то ужасное, что описано выше. Эгоизм и духовное невежество одномоментно сильнее любой разумности, любой науки, любой интеллигентности и культурности. Они являются главным источником зла, в котором все мы пребываем. Так где же выход? Как противостоять этому?

Центр духовного возрождения в Беловежской пуще

Выход есть! Нужен совершенно иной подход. Нужна смена самой парадигмы. Нужна духовность. Нужна любовь в самом глубоком понимании этого слова! Необходимо расстаться с иллюзиями относительно интеллекта и разумности.

Только духовность и чувственность, а не чисто интеллект и наука, как было до сих пор и что неумолимо ведет нас к глобальной эко-катастрофе, способны сохранить человеческую цивилизацию в гармонии с планетой Земля. Путь только разума, науки – это тупиковый путь. Мы не смогли и не в состоянии через язык интеллекта донести людям идею сохранения природы. Нужен другой путь – путь сердца, нужен другой язык – язык любви. А интеллект и наука должны стать дополнением, своего рода посохом на этом пути. Только так мы сможем достучаться к сердцам людей, чтобы открыть их души и повернуть движение вспять от экологической катастрофы. Нужна тотальная перестройка сознания людей, включая самих экологов. Из чисто интеллектуалов экологи должны становиться своего рода священниками от природы.

Как этого достичь? Сделать это просто и одновременно сложно. Слишком крепки старые оковы сознания и психологические привычки в обществе. Я не предлагаю отказаться от интеллектуальной составляющей на пути развития. Вовсе нет. Я призываю всё поставить на свои места и сбалансировать, гармонизировать. Нужно раскрыть сердца, дать свободу чувственности и внутреннему голосу, называемому совесть. Нужно позволить раскрыться глубинному сознанию и тогда придет то, что называют просветление (высшая степень осознанности, полная пробужденность сознания). Нужно просто позволить этому случиться. Позволить проявиться красоте, доброте, состраданию, любви в сердцах людских. И рано или поздно оно случится. Потому что оно так устроено. Если это произошло у меня, значит, оно произойдет и у других. Нужно лишь на первых порах перестать бояться и стесняться. Нужно проявить любопытство, интерес, желание. А еще довериться мудрости Мироздания. И процесс пойдет, сам по себе.

Современный человек – это переходная форма от животного к истинно человеку, или человеку Божественному, с проявленным, пробужденным высшим сознанием. Нынешний человек зашел в глобальный тупик, откуда выход лишь один – пройти через духовную трансформацию. Сама природа, планета Земля проведут нас через эту неизбежность. Другого пути нет. Нынешнему человеку со временем суждено умереть на духовном уровне, чтобы возродиться, но уже в новом, более высоком, просветленном состоянии сознания. Такова направленность эволюционного процесса. И, что важно здесь отметить, в этом процессе Беловежской пуще, я уверен, предстоит сыграть значимую, выдающуюся роль.

Беловежская пуща – особое место на планете Земля, коих немного. Она не только уникальный, бесценный уголок дикой природы, о чем написаны горы литературы. Беловежская пуща – это также место особой духовной силы, идущей от живой Земли. В ней заложен огромный духовный потенциал. Это - святое, сакральное место, где человек может почувствовать нечто запредельное. Об этом говорят многие люди, посетившие Пущу. Здесь источник духовной энергетики, который питает человеческое сознание. Здесь, как нигде более, ощущается связь времен и собственное место в грандиозном Космосе, в бесконечной Вселенной. Здесь вполне возможно достичь того высокого духовного состояния осознанности, которое называют счастье. Однако об этом мало что найдется в публикациях и книгах.

Беловежская пуща – это чудо из чудес, не просто так занесенное в Список Всемирного наследия человечества. В мире ничего не бывает просто так, случайно. Всё случайное есть закономерное на более глобальном уровне, недоступном для понимания разуму обычного человека. Не случайно Беловежская пуща не только дожила до наших дней сама, но и сохранила отчасти свой первозданный облик, в то время как другие первобытные пущи давно вырублены. Не случайно она стала местом пребывания и отдыха княжеских, королевских, царских и иных высокопоставленных особ. Не случайно именно здесь в 1991 г. было подписано соглашение о роспуске СССР, что изменило саму историю и конфигурацию человеческой цивилизации. 2012 год особый. Это год перехода от эпохи человеческого варварства к наступающей эпохе гуманизма. Не случайно в этот год Беловежская пуща стала заповедной…

Именно поэтому Беловежская пуща сейчас должна быть трансформирована через человеческие сердца из биологической ценности в ценность духовную. Беловежская пуща считается символом и святыней белорусского народа. От красивых слов пора переходить к истинности, к действительности. Более того, Беловежская пуща должна получить духовный статус и стать центром духовного возрождения и духовного просвещения. Это совершенно новое направление, непривычное и непонятное для многих. Тем не менее, само время и история диктуют двигаться в этом направлении и раскрывать духовный потенциал, заложенный в Беловежской пуще .

В самом названии "Беловежская" хранится глубокий духовный смысл: белая, чистая, непорочная, святая. Увы, в сегодняшней реальности это не совсем так. Последнее десятилетие ее дух был омрачен черным цветом, идущим от безнравственных, невежественных, духовно черных руководителей. Сегодня здесь преобладают серые тона. Беловежская пуща похожа на розу: внешне прекрасный цветок с душистым ароматом, но стоит взять его в руки, незамедлительно последует укол шипами.

Поэтому первоначальная задача – Беловежская пуща должна сама возродиться на духовном уровне и стать духовно белой. Такое возможно, если большое количество людей захочет этого и обратит внимание на данную проблему.

Кто-то может не согласиться , мол, в нынешних условиях такое нереально. Позвольте возразить – это реально. "Вначале было слово…" Вспомним, что еще недавно заповедность Пущи также казалась фантастичной, нереальной. В 2001 году, когда пущанский лес содрогался от оглушительного звука сотен бензопил, идея заповедности всей Беловежской пущи для многих казалась просто дикой, неприемлемой. В 2005 году вышла книга "Станет ли Беловежская пуща Мировым наследием", а перед этим было заявлено о "готовности вырубить 1 миллион (!) кубометров пораженного короедом леса". Прошло 7 лет. И оно случилось! "Вначале было слово…"

Что конкретно нужно делать для создания центра духовного возрождения и просвещения? В потенциале имеются разные варианты и модели – от перенастройки политики самого национального парка в сторону духовности и использования его инфраструктуры для этой цели до привлечения частных инвесторов для постройки и открытия такого центра. Либо, в случае неготовности и невозможности первых двух вариантов, осуществление духовного просвещения на общественных началах или как-то по-иному. В данный момент еще трудно определиться с одним конкретным вариантом по причине неопределенности ряда факторов и условий. В связи с чем приглашаю всех заинтересованных людей, включая потенциальных инвесторов, к сотрудничеству, совместному обсуждению выдвинутой идеи и поиску вариантов ее осуществления, приемлемых для всех вовлеченных сторон.

Следующий эволюционный шаг человек сделает сознательно. И это будет осуществлено, в том числе и в Беловежской пуще.
Центру духовного возрождения быть здесь! И это так!

Георгий Козулько,
житель Беловежской пущи,
кандидат биологических наук,
независимый эколог, эксперт по заповедному делу и FSC лесной сертификации,
автор двух книг, более 110 научных и научно-популярных публикаций и LJ-блога "Как сохранить планету Земля, цивилизацию, себя" (http://bp21.livejournal.com/)
редактор интернет-сайта "Беловежская пуща – 21 век" (http://bp21.org.by),
бывший, необоснованно уволенный заместитель директора по науке нацпарка "Беловежская пуща"
05.05.2012 г.


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта