Ученые предлагают создать второй скансен в миниатюре на территории Центрального ботанического сада в Минске

Вера Артеага, интернет-сайт "Дикая природа", 08.08.2016

Музеями в нашей стране особенно никого не удивишь — бывали, знаем. Куда как интереснее, если из их привычных стен ценное историческое наследие переносится в поместья и замки, где воссоздается дух эпохи. Или, как в случае со столь популярными ныне во всем мире скансенами, мы получаем возможность посмотреть на жизнь предков вблизи, соприкоснуться с ней вплотную. Этнографических музеев под открытым небом во всем мире немало. Мы же, невзирая на богатейшее историческое наследие, пока делаем в этом направлении первые шаги.

Не так давно «Рэспублiка» рассказывала о скансене, который создается в Беловежской пуще. Но, оказывается, это не все. Ученые предлагают создать второй такой музей в миниатюре на территории Центрального ботанического сада в Минске. Об этом проекте «Р» рассказал заместитель директора по научной работе Института истории НАН доцент Вадим ЛАКИЗА.


Приблизительный план нового музея в Центральном ботаническом саду

— Идея строительства музея под открытым небом — скансена — довольно популярна во всем мире. Кроме популяризации историко-культурного наследия, такие объекты служат делу воспитания настоящего патриота. С малых лет люди знают, что на территории или в окрестностях их населенного пункта есть такой памятник археологии. Там проходят фестивали, ведутся научные исследования. В соседних странах таких примеров много. Например, в Польше это, конечно же, Бискупин — крупный археологический музей под открытым небом, где раскопки проводились еще в 20—30-х годах прошлого века. Постепенно там воссоздавались дома, улицы на месте существовавшего некогда поселения железного века. Сегодня это огромный исторический комплекс, где показаны жизнь и быт, начиная с эпохи неолита и заканчивая Средневековьем. Сюда вложены значительные средства. Кроме того, в Польше есть территория, где в эпоху неолита были кремнедобывающие шахты. Теперь там тоже музей — Кшеменки Апатовские. Кстати, и у нас есть подобные территории в Волковысском районе около поселка Красносельский. И это перспективное место для музея. Есть подобные памятники в Украине, Франции, Германии.

— Вадим Леонидович, сегодня все проекты принято оценивать с точки зрения экономической выгоды. Скансены — это прибыльно?

— Как и любой музей, они не могут быть на сто процентов самоокупаемыми. Гуманитарная сфера, как правило, поддерживается государством. Но заработать достаточную сумму к бюджетному финансированию музеи могут и обязаны. Такие примеры есть и у нас — это Мирский и Несвижский комплексы. Бискупин зарабатывает на большом количестве рекламы, непрекращающемся потоке туристов, на организации фестивалей.

— Будет ли у нас интерес к таким экспозициям?

— Интерес к истории во всем мире в последнее время растет. Это заметно и у нас. Как бы ни ругали молодое поколение, ребята интересуются историей, гордятся страной, понимают, что история и культура, наши глубокие корни — это то, что нас объединяет. У нас проживают более ста наций и национальностей, но все они считают себя жителями Беларуси, отождествляют себя с белорусами. И это новый уровень самосознания. Конечно, для начала такие новые историко-культурные объекты нуждаются в активной популяризации. Возможно, даже на государственном уровне, через организованные поездки для школьников и студентов, которые должны знать свои истоки. Так поступают во многих странах, а мы почему-то этого стесняемся…

— Как рождалась идея белорусских музеев под открытым небом?

— Когда-то мы проводили исследования на территории нашего самого известного туристического природного объекта — в Беловежской пуще, которую ежегодно посещают тысячи туристов. Затем был создан Музей природы, где мы поставили задачу показать, как менялась природа под воздействием человека в разные эпохи. Когда на соседней с музеем площадке нашли ряд ценных археологических объектов, возникла идея, чтобы музей вышел за стены, — воссоздать стоянки и жилища каменного, железного и бронзового веков, эпохи Средневековья. Идею вынашивали долго. В позапрошлом году подали проект для включения в Государственную программу охраны окружающей среды и устойчивого использования природных ресурсов на 2016—2020 годы, и в прошлом году это произошло. На данный момент в Беловежской пуще уже ведутся проектные работы совместно с филиалом «Брестреставрация- проект» ОАО «Белреставрация».

Но когда этот проект был еще на стадии идеи и мы представляли его на одной из научных выставок, от руководства Академии наук прозвучала мысль: а почему бы не построить музей и в столице, на площадях самой академии. Например, в Ботаническом саду. Очень важно, что это популярный объект, с развитой инфраструктурой, который посещает большое количество туристов, но который должен постоянно совершенствоваться.

Так возникла идея создать здесь несколько жилых комплексов разных периодов, наполнив это интерактивным содержанием. Таким путем идут все музеи мира. Никому не интересно ходить и просто созерцать. Нам всем хочется совершить небольшое путешествие в прошлое, например, изготовив каменный топор или слепив керамический горшок по древней технологии. И мы это можем дать, поскольку в структуре института есть люди, которые занимаются научными историческими реконструкциями, есть коллектив молодых единомышленников, которым интересно сочетание древности и постоянного движения к новому.


Фото: Ценные находки, полученные во время раскопок в связи со строительством Минской кольцевой автодороги, могут стать экспонатами скансена

— Но насколько Центральный ботанический сад подходит для создания такого объекта с исторической точки зрения?

— Место для музея не притянуто за уши, здесь было открыто несколько памятников археологии. Таким образом, все сложилось воедино. В июне этого года мы встречались с руководством и научным коллективом ботанического сада. Кстати, эта идея участвовала в конкурсе «100 идей ученых НАН для Беларуси» и была поддержана. Мы даже присмотрели наиболее перспективную площадку для размещения. Это место около красивейшего озера с греческим островом.

— Чем планируете удивить?

— Аналогий для реконструкций и материалов для экспонирования очень много, ведь совсем недавно в связи со строительством Минской кольцевой автодороги мы проводили раскопки близ деревни Василевщина. Так что мы вполне можем воссоздать здесь славянскую деревню, с жилыми и хозяйственными постройками, кузницей, колодцем. Кроме того, планируем по территории сада создать историческую тропу охотника, гуляя по которой и любуясь красотами сада, посетитель сможет наведаться в деревню, поучаствовать в действах, попить, например, чая на травах, приготовленного по старинным рецептам. Затем, обойдя озеро, попасть на городище железного века и так далее. Надеемся, что эта задумка обязательно воплотится.

— Есть ли планы развивать скансены во всех уголках страны? И как, на ваш взгляд, сделать эти объекты более привлекательными для туриста, в том числе иностранного?

— Белорусская земля пропитана историей. Яркий пример тому — Августовский канал, где около деревни Немново открыта стоянка эпохи мезолита. Кстати, всего на территории канала более 40 древних объектов археологии разных исторических периодов. Немново можно, как и музей в ботаническом саду, использовать для создания нового археологического парка, для развития туризма в регионе. Есть и ряд других интересных объектов.

Чтобы нас знали в мире, на мой взгляд, нужно вести более агрессивную рекламу. В том числе на радио и телеканалах, которые вещают за рубеж. Мы из-за своей скромности зачастую остаемся в тени. А ведь у нас большое число объектов, которые нужно показывать туристам и которые могли бы приносить доход. Нужно это делать на национальном уровне. Со своей стороны, хотя это, казалось бы, и не задача ученых, мы пытаемся популяризировать страну, рассказывая о ней в научных изданиях. Например, выпустили книгу «Беларусь — страницы истории», которая в этом году уже переведена на китайский язык и издана в КНР.

Но мало заинтересовать туриста историческим наследием. Нужно создать для него развитую инфраструктуру. Дайте ему недорогую гостиницу, кафе, отдых, которые могут конкурировать, скажем, с польскими ценами. Надо брать количеством и повышать качество.


Написать отзыв / комментарий / мнение на Форум сайта